Толкования на Зах. 10:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 Возвещу им, и прииму я, зане искуплю их, и умножатся, якоже бяху мнози, и всею я в людех, и дальнии помянут мя, и воспитают чада своя и обратятся

Опять припоминает о любви к Иудеям и обещает собрать их из рассеяния и из всех стран свести в Иудею, так что никто уже не будет в изгнании. А потом указывает, каким образом совершится это собрание. Говорят, что пчеловоды делают какие-то знаки, или свистя, или делая нечто другое, обыкновенно таким образом собирают рои пчел, оставивших ульи. Нечто подобное сказано и устами Исаии: «и будет в той день позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей» (Ис.7:18). Другие же говорят, что если во время войны случится, что воины рассеются или преследуя других, или сами подвергаясь преследованию; то военачальниками на возвышенном месте ставится какой-либо знак, глядя на который они и собираются и возвращаются в одно место. На нечто подобное указывает и сказанное у пророка Исаии: «и будет аки щогла на горе, и яко знамя носяй на холме» (Ис.30:17). Итак, подобие берет из того, что обыкновенно бывает. «Возвещу, говорит им, и прииму я»; ибо для нас воздвигнуто знамение великое и славное – крест Спасителя, чрез который мы сделались приятными Богу и Отцу и искуплены и уверовавши возросли в неисчислимое множество. Поелику же он присовокупил: «и всею я в людех и дальнии от них приидут и помянут мя»; то мы скажем опять следующее, не удаляясь от цели пророчества, (ибо это имеет большую вероятность). Божественные ученики и проповедники святого Евангелия как бы посеяны были среди многих народов и во всякой стране и городе и бывшие весьма далеко от Бога вследствие произведшего разделение греха и заблуждения вспомнили о Нем и восприняли в душу свою Спасителя и Творца всяческих, хотя некогда воздавали поклонение твари и лишены были общения с Богом. Посему божественный Павел о призванных чрез него к познанию Христа сказал, говоря: «ныне вы бывшии иногда далече близ бысте» (Еф.2:13). Итак вспомнив о Боге придут. На нечто подобное намекает и блаженный пророк Иеремия, говоря Израилю: «иже издалече помяните Господа, и Иерусалим да взыдет на сердце ваше» (Иер.51:50). Когда же они вспомнят о Том, Кто по природе Бог, тогда-то и достигнут такой духовной крепости, что соделаются отцами чад и воспитают собственных чад словами благочестия и будут величаться этим самым. И божественный Павел негде пишет своим воспитанникам и достигшим «в мужа совершенна и пришедшим в меру возраста Христова» (Еф.4:13), говоря им, то: «радосте и венец мой» (Флп.4:1), то: свидетельствуюсь «нашею похвалою, юже имам о Христе Иисусе» (1Кор.15:31); ибо «венец старых чада чад, похвали же чадом отцы их», по написанному (Притч.17:6).

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

И умножатся, яко же бяху мнози; т.е. умножатся от чадородия, как во дни Давида.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 8–10 Я свисну им и соберу их, ибо Я искупил их, и умножу их так, как и прежде они были многочисленны. И рассею их между народами, и они издали будут воспоминать о Мне, и будут жить с сынами своими, и возвратятся, и выведу их из земли Египетской, и от Ассириян соберу их, и приведу их в землю Галаад и Ливан, и не найдется [достаточно] места для них

Моим знаком собрания их, – или во время владычества Македонян или в конце мира, как мы прежде сказали, – они, – говорит, – будут иметь свист, так что свистом Своим Я соберу их и научу их тому, что Я – пастырь. Ибо Я искупил их и освободил их от плена, простерши Свою руку. И Я, прежде умножавший их, умножу так, что расселение их между народами будет казаться не рассеянием, а действием сеятеля и, умножив [как бы] жатву сыновей и внуков своих, они будут жить с сынами своими; и возвратятся не только из земли Египетской, но и из Ассирии, и от обеих частей мира возвратятся в Иудею, в землю Галаад и Ливан, которыми прежде владели десять колен, называющиеся домом Иосифа и Ефрема, и число возвращенных будет столь велико, что земля не вместит всего множества их. – В переносном смысле (secundum ἀναγωγήν): Господь подает знак подобно свисту тем, которые прежде были в греховном плену и говорит им: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и вы найдете покой душам вашим. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, что Я кроток и смирен сердцем, ибо иго Мое приятно и бремя Мое легко(Мф. 11:28–30). Что более милосердо сравнительно с этим призывным знаком, собирающим рассеянный народ? А собираются они, потому что Господь искупил их [и искупил] не тленным серебром и золотом от суетной их жизни, но драгоценной кровью как бы непорочного агнца Господа Иисуса (1Пет. 1:1819). Посему и говорит в Псалме (Пс. 31:7): Радость моя, избавь меня от окружающих меня. И опять: Искупил меня Господи, Боже истины (Пс. 30:6). И умножить [или: умножу] их, как и прежде они были многочисленны, так что исполнится обещанное Аврааму: Умножу его и благословлю его, и будет благословен, так что будет отцем многих народов (Быт. 17:16). А под сынами Авраама мы должны разуметь не тех, о которых Господь говорит: если бы вы были дети Авраама, делали бы дела отца вашего (Ин. 8:39), но тех, о которых говорит Апостол: Те, которые от веры, суть дети Авраама (Гал. 3:7). Об этом умножении таинственными словами свидетельствует Исаия, говоря: Малый обратится в тысячи и меньший – в великий народ (Ис. 60:22). А умножение и благословение детей мы должны понимать не в плотском значении, ибо в противном случае Илия, Елисей, Иеремия и Иоанн Креститель, больше Которого не было среди рожденных женами (Мф. 11:11), лишены этого благословения; мы должны разуметь то благословение, через которое призывается к вере множество народов. Наконец, следуют слова: Рассею их среди народов и издалека будут воспоминать о Мне. Рассеяны между народами те, которые услышали слова: Идя учите все народы (Мф. 28:19), и в другом месте: Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и плод ваш пребудет во век (Ин. 15:16). И когда Апостолы будут рассеяны среди народов, тогда отдаленнейшие народы и племена будут воспоминать о Мне согласно известному о сем пророческому слову: Воспомянут и обратятся ко Господу все пределы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена (familiae) народов. Ибо царство принадлежит Господу, и Он будет господствовать над народами (Пс. 21:2829). А слова: Издалека воспомянут о Мне подобны следующим словам: Далеко находящиеся, воспоминайте о Господе, и Иерусалим да будет на сердце вашем (Иер. 51:50). Далеко было все множество народов, но вспомянуло о Боге, потому что мы все происходим от одного родоначальника. И когда апостолы были рассеяны среди всех народов, далеко живущие народы вспомянут о Боге, будут жить с сынами своими, так что те, которые прежде умирали в неверии начнут жить верой. Это суть те сыны, которых Апостол воспитал в Евангелии, как он пишет к Коринфянам: Молоко Я дал вам пить (1Кор. 3:2). И Петр пишет возрожденным верующим в рассеянии: Не от семени тленного, но нетленного чрез слово живого Бога и пребывающего всегда рожденные, как малые младенцы, чтобы желать разумного млека и возрастать в нем во спасение (1Пет. 1:23, 2:2). К этим сынам писал и евангелист Иоанн: Дети берегитесь от идолов (1Ин. 5:21). И возвращу их, – говорит, – от земли Египетской и от Ассириян соберу их, [т. е.] из земли Египетской, в которой царствовал Фараон, который хвастливо говорил: Мои суть реки, и я создал их (Иез. 29:3), и из земли Ассур, которой владел царь Ассирийский, весьма гордый, который также говорил: Выше звезд небесных поставлю престол мой и буду подобен Всевышнему (Ис. 14:14). Когда же из тьмы Египетской и от терзаний мира и от власти Ассирийца, что значит обличающий и побеждающий (ибо он есть одновременно и враг и мститель), Господь соберет народы, то введет их в землю Галаад и Ливан. Галаад на нашем языке переводится словами свидетельство переселения, когда мы от плотского переходим к духовному, от части – к целому, когда оставляем земное и переселяется к небесному. Ливан же значит λευκασμός, т. е. убеление. Итак мы приводимся из тьмы Египетской, чтобы после перехода и переселения от мира сего быть убеленными от Господа, и чтобы о нас было сказано: Кто это та, которая выходит убеленною (Песн. 6:9). Другие же соответственно двоякому смыслу греческого слова, по которому Ливаном называется и гора в Финикии, и ладан, теперь разумеют ладан и в виду значения ладана думают, что Бог, по переселении нашем от земли к небу, исполнит в нас молитвенное слово Спасителя: Отче, дай им, чтобы они были в Нас едино, как Я и Ты едино есмы (Ин. 17:22). Поэтому и в книге Песнь Песней невеста говорит жениху: Благоухание одежд твоих, как благоухание Ливана (Песн. 4:11). И когда введет нас в землю Галаад и Ливан, то не найдется для нас [достаточно] места, так что мы не будем стесняемы узкими пределами земли, но будем наслаждаться широтой [или: высотой] небес.

Толкование на пророка Захарию.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Я дам им знак и соберу их, потому что Я искупил их; они будут так же многочисленны, как прежде; и расселю их между народами, и в отдаленных странах они будут воспоминать обо Мне и будут жить с детьми своими, и возвратятся

Собрание рассеянного Израиля из всех стран и всецелое обращение его к Богу

Этой победоносной борьбе с язычеством и исполнению других обетований должно предшествовать собрание Израиля из всех стран. Господь дает знак, по которому собираются воедино все, кого Он решил избавить от бедствий рассеяния. Евреи не перестанут умножаться, как умножались некогда в Египте среди тяжких работ и долговременного угнетения. Те, которым от многолюдства не достанет места в родной стране, будут снова расселяться между народами, но не забудут об истинном Боге и возвестят имя его язычникам. По мнению Кейля, здесь нет речи о вторичном рассеянии Ефрема, как средстве наказания (S. 611). Ружемонт, наоборот, толкует первое слово ст. 9 именно в смысле рассеяния за грехи: «Он рассеет их, потому что они будут грешить против Него, но они сделаются семенем, которое принесет на всей земле благие плоды» (с. 224). Это разногласие не касается сущности этого предречения, которое заключается в том, что через расселение евреев по всем странам распространится всюду истинное богопознание. Полагая и в чужих землях основание семействам и родам своим, т. е. живя там долгое время, они не порвут окончательно связи с землею своею и будут возвращаться в нее, насколько будет возможно.