Толкования на Зах. 11:17

Свт. Кирилл Александрийский

О пасущии суетная, и оставлшии овец, меч на мышцу его, и на око ему десное: мышца его изсыхающи изсхнет, и око ему десное ослепая ослепнет

Сказав однажды о пастыре неискусном, как бы скорбит уже о пастырях недобрых и выражается весьма обще, предвозвещая то, что должно случиться с имеющими такое настроение. Итак заметь, как уже получают они наказание за свое легкомыслие, и как по свойственной Его природе кротости Он и соболезнует и вместе с тем обвиняет за то, что они стали пастырями суетных, то есть ревнителями о преходящем, и так легкомысленны, что радовались бедственно погибшим овцам. Так одни, продавая, говорили: благословен Господь, и обогатихомся, другие заколали и нисколько о них не печалились: ибо обязанность право пасти не имела у них никакого значения. Таковы же были руководители Иудеев, затворявшие царствие небесное, по слову Христа, и сами не входившие и другим не допускавшие входить, но обходившие море и сушу, дабы сотворить единого пришельца и, если это случалось, делавшие его сыном геенны сугубейшим их самих (Мф.23:14–15). Итак, что же случится с столь худыми пастырями? – «Меч, говорит, на мышцу его, и на око ему десное». Мышца же принимается в значении и образе духовной действенности. И как избранною для божественного жертвенника во святой скинии частью заколаемых животных и священным приношением Богу была мышца, то этим, думаю, прикровенно указывается на то, что Богу должно посвящать свою силу как телесную, так и духовную. Что мышца означает силу, в этом удостоверит некто из святых, обратившийся к Богу всяческих с словами: «величием мышцы твоея да окаменятся» (Исх.15:16). Глаз же понимается как образ ума. Итак, не пасущий право испытает повреждение мышцы и глаза, то есть будет лишен силы телесной и духовной. Он не в состоянии будет совершить что-нибудь доброго, если Бог не укрепляет его. Омрачится он и умом, оказываясь и действительно и умственно непричастным божественному свету; ибо он не возможет сказать с дерзновением: «яко Ты просветиши светильник мой Господи: Боже мой просветиши тьму мою» (Пс.17:29). Правая же мышца есть та, которая отрубается мечом, правый и глаз ослепляется: ибо ничего правого у иудейского народа, ни доброго дела….. как говорит Павел: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» (2Кор.3:15). Поет о них и Давид в одном месте: «да помрачатся очи их еже не видети» (Пс.68:24). Итак, все у них левое, назовешь ли мысль или образ жизни или другое что из того, в чем уверены они. Знаю, что отнятие левого принесло бы пользу тем, кои подверглись бы ему (отнятию), ибо отвержение неправоты освободило бы их от вины и всякой глупости. Напротив, в высшей мере была бы вредна потеря правого, ибо несомненно влечет ко всему постыдному и мерзостному. Но Иудеям подобает, и вполне справедливо, терпеть лишение в правом; нам же сущим во Христе – отвергнуть левое и хвалиться правым.

Толкование на пророка Захарию.

Прп. Ефрем Сирин

За сие мышца его десная изсыхающи изхнет, и око ему десное ослепая ослепнет, т.е. лишен будет он помощи Божией, ослепнет око его, чтобы не мог видеть Бога и познать истину. Сие и было с пастырями народа иудейского по распятии Христовом. Пророк говорит, что ослепнет правый глаз и иссохнет правая рука; потому что и прежде, и в настоящее время не ослеп у них левый глаз и не иссохла левая рука для земного. В образе сего пастыря представляется антихрист, пастырь неискусный, который мяса избранных пояст, т.е. возьмет сребро богатых, и глезны их избиет, т.е. не пощадит и останков стада, представленных в образе глезн.

Блж. Иероним Стридонский

Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет

См. Толкование на Зах. 11:15

Лопухин А.П.

Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет

Возмездие ждет негодного пастуха, совсем не радящего о стаде. Самые необходимые члены - рука и правый глаз его поражаются: рука теряет способность действовать, а глаз видеть - за то, что не служили интересам стада.