смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его
Миром Иоанн называет тех, кто помирски живет в наслаждениях.
Заметки на Кафолические послания.
смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его
Что может быть удивительнее, чем грешнику сотвориться чадом Божиим? Божия любовь к человеку сотворила это. Что преславнее, чем называться и быть чадом Божиим? Божия благодать подала это человеку. Славно быть чадом земного царя, но несравненно славнее быть чадом Бога, Царя Небесного. Эта честь, слава, достоинство, благородство и имя – все титулы мира сего несравненно превосходит. Слава за это человеколюбцу Богу!
Если же христиане – дети Божии, то и наследники: «наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Если они дети Божии, то кого и чего им бояться? Зачем бояться клеветников, врагов, дьявола, демонов, смерти и ада? Бог за них стоит: «Если Бог за нас, кто против нас» (Рим.8:31)? Этот высочайший дар Божий мы в Крещении получаем, ибо тогда мы от Бога рождаемся и этот преславный титул получаем.
Краткие нравоучительные слова. Слово 3.
смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его
Любовию здесь называет он благодать Святого Духа, чрез которую мы получаем сыноположение и соделываемся чадами Божиими. Сей любви никто из людей не может ни видеть, ни получить, ни сочетаться с нею, ни стяжать ее, заведомо как духовную главу свою, если не сохранит твердой и непоколебимой веры во Христа и если со всею ревностию не наздаст на ней сказанных мною добродетелей. Тот же, кто не видел ее, не соединился с нею и не вкусил сладости ее, не может и возлюбить ее как следует, ибо кого кто не видал, того как может он возлюбить, как говорит Апостол: не любяй брата, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити? (1Ин.4:20). И опять, если он не возлюбит Его от всей души и от всего сердца, прежде по естественным помышлениям и по сущему в нас люблению Его, то не сподобится видеть Его. Ибо Он Сам сказал: любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим; тогда, говорит, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:21). Из этого явно, что если кто не возлюбит Бога от всей души и не покажет любви сей отвержением себя самого и всего мира, то не сподобится увидеть Его таинственно чрез откровение Духа Святого, – не имеет Его и главою своею, но есть тело, умершее и неподвижное на духовные дела, и лишенное жизни всех – Христа.
Слова (Слово 84-е).
видите, какову любовь дал есть Отец нам, да чада Божия наречемся и будем. Сего ради мир не знает нас, зане не позна Его
Любовь Богочеловека Христа есть исключительный, единственный вид любви. Любовь – это прежде всего Божественная, совершенная, но и вочеловеченная, очевидная (т.е. доступная для зрения), видимая реальность: видите. Эта любовь видится, наблюдается, слышится, описывается. Сущность ее состоит в следующем: Бог Отец посредством Своего Единородного Сына даровал нам силы стать, наречься “чадами Божьими”.
Однако мы, являясь грешниками, становимся чадами дьявола, творя дела отца нашего (ср. Ин. 8:41- 48).
Иными словами, нам даровано “Богоусыновление”. Ради этого нашего усыновления в Боге действует Сын Божий, Господь Иисус Христос. Он есть по естеству Сын Божий, Который стал Сыном человеческим, чтобы мы стали чадами Божьими по благодати. Сила, которой Он это делает, – это главным образом и в первую очередь Божественная любовь, святая любовь, благодатная любовь.
Она совершенно перерождает человеческое существо и рождает его от Бога. Если есть мысль, то она перерождается любовью в Боге и появляется как Божия мысль. Если есть желание, то оно перерождается от любви в Боге и появляется как Богожелание. Ведь все, что хочет Бог, хочет и любовь. Если есть чувство, настроение, душа, ум, происходит то же. Таким путем мы становимся “чадами Божьими”. Эта любовь является творческой Божественной силой, она является исполнением первой и большей заповеди, то есть любви всем сердцем, всей душой, всем разумом и всей силой (Мф. 22:37). Поэтому “исполняется”, наполняется Богом все сердце, вся душа, весь ум, вся сила, и все это Бог перерождает, очищает, преображает, родит по-новому, и тогда весь человек становится чадом Бога.
Одним словом, Бог “обоживает” (боготворит) человека боготворческой силой Своей Божественной любви. Человек всем своим существом устремляется ко спасению: от самоотречения он доходит до обожения, от “богорождения” до “Богообожения”. Эта глубокая и всесторонняя жизнь Бога в человеке, жизнь в Боге, жизнь с Богом. Мир этого не видит и не знает, и не может сделать что-либо подобное. И все это потому что “не знает Его”. Он познается только личным восприятием любви Его как своей, жизни Его жизнью, души Его душой, сердца Его сердцем, совести Его совестью.
Иными словами, Христос познается только жизнью во Христе. Человек главным образом и прежде всего путем Божественных таинств и святых добродетелей ведется ко Христу, “христотворится”, постоянно живет в Нем и ради этого “христотворится”. И святой Иоанн Богослов справедливо говорит: Сего ради мир не знает нас, зане не позна Его.
Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть
Даже когда мы будем подобны Ему (ясно, что тот, кто сказал это, без сомнения, знал об этом теперешнем неподобии), даже и тогда мы не будем равны Ему по природе.
О Троице.
смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими
Сказав о появлении антихристов, и о том, что все учение их развращенно, и достаточно убедив верующих непреложно содержать то учение, которым они оглашены, апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их, и говорит: пребывайте в Нем. Для чего? Для того, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение о Нем. Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, то есть того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это делать с дерзновением, нисколько не стыдясь, в пришествие Его? А как иные могли спросить, что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему, то апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него; ибо праведный рождает праведных. А сколь великую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова любовь и благость, которую Он подает вам. Ибо вы знаете, что Он дал вам право быть и почитаться детьми Его. Если же принадлежащие миру не знают сего, то есть того, что вы дети Божий, сему не удивляйтесь; ибо они не знают вас потому, что не познали и Того, кто усыновил вас. Миром называет людей порочных. Потом, поскольку доказал сыновство, яснее говорит о предлежащей славе и дерзновении усыновленных: возлюбленные! мы теперь дети Божии.
мир потому не знает нас, что не познал Его
Мир - это люди порочные и нечистые, привязанные к одной только страстной жизни, как свинья к грязи.
Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.
Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть
Мы часто показывали, что [апостол] суетную толпу называет миром. Обратившись же к теме усыновления, он уже определеннее называет уготованную славу дерзновением усыновленных и говорит: Возлюбленные, мы теперь дети Божии. Как если бы он сказал: возлюбленные, благодаря сказанному ранее вы постигли, что мы приняты в число сыновей Божьих. Если же это еще не стало явным, не смущайтесь. Ибо то, что ныне не ясно, станет очевидным, когда Он откроется. Ибо мы, став подобными Ему, явим славу усыновления.
Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.
Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть
Так велика милость нашего Создателя, что Он даровал нам возможность знать Его и любить, как дети любят отца; было бы уже немало, если бы мы могли любить Его, лишь как преданные слуги любят хозяина, как сурового господина любят его верные наемники.
Павел утверждает: вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3:3). Умерли, конечно, в отношении прежней жизни во грехе и имеем теперь через веру новую жизнь во Христе, предел которой еще не явлен нам видимым образом. Святой Иоанн говорит, что мы будем подобны Ему, поскольку будем наслаждаться созерцанием неизменного, божественного и вечного, богоподобные в своем бессмертии и блаженстве. И все же мы останемся отличными от Творца, поскольку сами - творения. Хотя, видимо, это относится к телу бессмертия, и так мы уподобимся Отцу через Сына, единственного из Троицы принявшего тело, в котором Он умер, воскрес и которое вознес с Собой на небеса. Но это не значит, что мы вместим полноту Божию не только телесными очами, но и разумом. Ведь одно дело - видеть, а другое - полностью понять.
О семи Кафолических посланиях.
Ст. 1-2 смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть
Этими словами Иоанн побуждает слушателей, чтобы они познали, какими они созданы Богом. Он говорит: о наши верные соратники, показывающие себя достойными, чтобы вас любили! Мы являемся сыновьями Бога уже в настоящем веке <…> Так как мы познаем частично, и теперь имеем залог Духа, так - как я бы сказал - и усыновлением сыновей обладаем лишь отчасти, в то время как в будущем получим его полностью.
На 1-е послание Иоанна.
смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его
Сказав, что всякий творящий правду христианин рожден от Бога (1 Ин. 2:29), апостол раскрывает несколько эту высокую и вожделенную для христианина мысль, обращая на нее особенное внимание своих возлюбленных чад, с удивлением и благоговением говоря о высокой любви Отчей в этом деле. — Смотрите: с изумлением и благодарностию погружайтесь в духовное созерцание того, какую, как и сколь великую, непостижимую и необъяснимую, невыразимую и во внутренней глубине сокровенную, но Господом Христом открытую во всей внутренней силе, любовь дал нам Отец Небесный, или благодеяние, проистекающее из любви, без всякой со стороны человека заслуги, туне, по благодати. — Нам: верующим во Христа; мы отреклись от мира ради Христа и веры в Него, и вот, взамен сего, такое великое благодеяние, как дар любви Отчей, мы имеем теперь. — Называться и быть детьми Божиими: не по естеству, но по благодати усыновления, следовательно — детьми, в особенном, исключительном смысле внутренней нравственной близости к Богу. Выражение заимствовано из отношений у людей отца к сыну сравнительно с отношениями его к рабам и наемникам (ср. прим. к Ин. 1:12). До принятия веры во Христа люди бывают чадами гнева и врагами Бога; по вере во Христа они делаются не только рабами Бога в высоком нравственном смысле, но друзьями (Ин. 15:14), но детьми Божиими, и не только называться, или именоваться, но действительно и истинно быть сынами и друзьями Божиими. Это изменение, или пременение, из сынов гнева и врагов Божиих в сынов благодати и друзей Божиих производится верою человека в искупление его Христом и примирение Его крестною смертию и кровию Его с Богом, чем и совершается это усыновление верующих Богу. — Мир (ср. 1 Ин. 2:15 и прим.), все враждебные Богу и добру люди, потому не знает нас (ср. Ин. 14:17 и прим.) и за то ненавидит и преследует нас (Ин. 15:19 и прим.), что не познал Его, — вот основание и причина его слепоты и в отношении к нам, и в отношении к Богу. Это, как бы приложение к главной и основной мысли, присовокупляет апостол в разрешение недоумений и к утешению и подкреплению верующих среди скорбей их и испытаний. Связь речи такая: мы чада Божии и имеем, как таковые, все права и преимущества вечной блаженной жизни. Мир этого не знает и не понимает, потому что он не знает Бога, ненавидит и нас, и Бога; не знает великих даров благодати, которыми обогащены и украшены верующие; не знает и не понимает, что достоинство сынов Божиих состоит во внутренних духовных совершенствах, свойственных возрожденным, а не во внешних. Он судит по тому, кто силен, богат, знатен, славен, — тех величает и превозносит; чада же Божии смиренны, кротки, богатств мира не имеют, славы мира не ищут, потому их мир и не знает, и не понимает, и уничижает. «Вы знаете, что Он (Христос) дал вам право быть и почитаться детьми Божиими. Если же принадлежащие миру не знают сего, то есть того, что вы дети Божии, сему не удивляйтесь; ибо они не знают вас потому, что не познали и Того, Кто усыновил вас» (Феофилакт). Если бы мир знал Бога, то знал бы и чтил и детей Божиих; но как он не знает и не чтит Бога, то не знает и не почитает по истине и детей Его.
Толковый Апостол.
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Это написал святой Иоанн непосредственно за тем, как сказал он, всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин. 2:29). На эту великую истину, вожделенную для человеков, Апостол обращает особенное внимание и говорит: смотрите, какую любовь дал нам Отец. Как много возлюбил нас Бог, и какое великое свидетельство Своей любви даровал нам в этом высоком праве: чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Чтобы хорошо понять силу слов апостольских, надобно представить при этом, что св. Иоанн прежде рассматриваемого послания написал Евангелие, в котором он ясно раскрыл величие Божеской любви, явленной в том, что Бог Отец послал на землю единородного Сына Своего для того, чтобы люди, получив чрез Сына примирение с Отцем и усыновление Богу, могли называться и быть детьми Божиими, и, соблюдая заповеди Божии, наследовали жизнь вечную. В Евангелии Богослов говорит об Иисусе Христе: Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:11, 12). которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:13). В другом месте: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31).
Мир потому не знает нас, что не познал Его. Под миром Апостол разумеет иудеев и язычников, неверующих во Христа. К миру принадлежат и те, кои, называясь христианами, или неправо веруют во Христа, или живут не по духу учения Христова, и потому также, как и неверующие во Христа, не знают достоинства истинных христиан и делаются врагами их.
Это присовокупил Апостол в разрешение недоумения и к утешению и подкреплению христиан посреди скорбных испытаний. Как часто недоумевают, видя скорби и несчастья верных последователей Христовых? Как часто говорят или думают сами с собою, смотря на скорби людей благочестивых: «Где же к ним благоволение Божие? Откуда видно, что они близки Богу, что они дети Божии, когда их так оскорбляют, так уничижают и преследуют?» – Апостолы, как первые последователи Христовы, первые и испытали это презрение и уничижение от мира; потому св. Иоанн и говорит от своего лица: мир не знает нас потому, что не познал Его. Как бы так говорит: не смущайтесь, видя или испытывая, что мир нас ненавидит, оскорбляет, преследует: это делает он потому, что не знает Бога, не знает великих даров Божиих, сообщаемых верующим; не знает, что мы дети Божии, которых достоинство состоит не во внешних преимуществах, но во внутренних, духовных совершенствах, свойственных рожденным от Бога. Мир судит по внешним преимуществам: кто богат, кто силен, кто славен, того мир уважает и превозносит. А мы, как дети Божии, смиренны, кротки, богатств мира не имеем, славы не ищем, и внешней силы и власти нет у нас: потому мир так и уничижает нас.
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его
Установив (в II:29) органически тесную связь между праведностью и благодатным рождением христиан от Бога, Апостол теперь далее раскрывает понятие благодатного богосыновства, чтобы яснее оттенить упомянутую связь, не только как необходимую по самому понятию рождения от Праведного, но и как нравственно обязательную для облагодетельствованных. Сам всегда имея как бы пред глазами великое дело искупления человечества во Христе, Апостол восторженно предлагает (ст. 1) и читателям благоговейно погружаться в духовное созерцание той недомыслимой любви Отца Небесного к людям (ср. Ин 3:16), в силу которой Он в таинстве искупления во Христе даровал всем людям быть и именоваться детьми Божиими. Величие этого божественного дара, обязывающего обладающих им христиан к постоянному совершенствованию, Апостол доказывает от противного - тем, что враждебный Богу мир и потому не ведающий Бога не знает и этого высокого преимущества христиан - их богосыновства: так переродила их любовь и благодать Божия, утвердивши их жизнь на совершенно новых началах, что они сделались чуждыми и непонятными миру. «Вы знаете, что Он (Христос) дал вам право быть и почитаться детьми Божиими. Если же принадлежащие миру не знают сего, т. е. того, что вы дети Божии, сему не удивляйтесь; ибо они не знают и Того, Кто усыновил вас» (блаж. Феофил.).
Толковая Библия.