Ст. 2-3 о сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, его же слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже
В действительности все эти духи составляют два вида духов: тех, которые от Бога, и тех, которые от дьявола. От Бога те, которые признают и исповедуют, что Иисус есть воплощенный Бог Слово, Господь и Спаситель, и от дьявола те, которые этого не признают. Дьявольская философия заключается в следующем: не только в непризнании существования Бога в мире, в непризнании Его пришествия в мир, но и в утверждении и в учении, что не существует Бога ни в мире, ни в человеке, что не существует Бога и в Богочеловеке.
По дьявольскому мнению, сущее безумие верить, что Бог принял человеческую плоть (воплотился) и может жить в человеке. Человек весь вне Бога, он сущность, в которой нет Бога и которая не принадлежит ни Богу, ни чему-либо Божественному, бессмертному и вечному. Человек весь ограничен, весь смертен и принадлежит миру животных полностью, и ему естественно жить, как животные, не отличаться от них, поскольку они его естественные предки, его природные братья. Эта истина или философия антихриста, который любой ценой, любой жертвой хочет заменить Христа, завоевать Его место и в мире, и в человеке. Святой Иоанн Богослов поясняет эту истину, говоря: Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
Всякий дух может быть или личностью, или учением, или идеей, или мыслью. Так что каждое учение, каждая идея, каждая мысль, которая не признает, что Иисус есть Бог и Спаситель, Воплощенный Бог и Богочеловек, происходит от антихриста, является антихристовой. И такие личности, и учения, и идеи были уже с момента пришествия Христа в мир. Поэтому святой таинник говорит об антихристе: И теперь есть уже в мире. Каждый человек и каждая идея в этом мире, которая отвергает Церковь Христову, происходит от антихриста. Антихрист есть творец, прямо и косвенно, каждой антихристианской идеологии. В действительности, все идеологии – двух видов: Христовы и антихристовы. Человек в этом мире должен разрешить проблему: или быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего решения не существует. Или христопоклонник, или слепец, восстающий против Него.
Толкование на 1-е соборное послание св. апостола Иоанна Богослова.
Единственный надежный критерий распознавания духов, философий, мыслителей, от Бога ли они или от дьявола — Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. От Бога — тот, кто признает Боговоплощение: и как ипостасный, и как космический акт, а кто не признает — тот антихристов.
Подвижнические и богословские главы.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
Манихей отрицает, что Христос пришел во плоти. Не надо трудиться и дальше вас убеждать, что это заблуждение не есть от Бога.
Проповеди 183.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
См. Толкование на 1 Ин. 4:1
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
[Апостол] говорит о том, что исповедание явления Господа во плоти осуществляется не языком, но делами. Каким образом? Как говорит блаженный Павел: Постоянно смерть Иисуса носим в теле, дабы и жизнь Иисуса в теле нашем явилась (2 Кор 4:10). Итак, тот, кто имеет [в себе] действующего Иисуса, кто умер для мира и живет более не для него, но для Христа, кто не только [представляет] Его в Его теле, но и носит в собственном, тот - от Бога.
Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.
Ст. 2-3 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире
Всякий, говорит он, дух, который исповедует Слово Господа - Того, Кто, хотя и был по природе Бог, пришел во плоти, приняв образ раба.
На 1-е послание Иоанна.
Весьма характерно Иоанн говорит об антихристе, о котором мы слышали, что придет и уже есть в мире, поскольку через лжепророков и нечистых духов уничтожается образ Иисуса тем, что не исповедуется Его пришествие во плоти. Ведь действительно, надлежит и ныне слышать то, что говорится. Ибо многие говорят об этом одним языком.
Краткое изложение.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
Духа Божия и проч.: между Духом Божиим и духом лестчим нет ничего общего, как нет ничего общего между светом и тьмою, между Христом и Велиаром (2 Кор. 6:14—15), между добром и злом, между истиною и заблуждением. Между ними все различно и противоположно, но апостол поставляет на вид только один признак различия между истиною и ложью, различия учителя от лжеучителя, один член исповедания веры, в котором сосредоточивается весь предмет веры и ведения христианского, это — учение о лице Иисуса Христа. Всякий учитель, который исповедует сам и учит других, что Иисус Христос есть истинным Бог, от вечности рожденный от Богa Отца и в последние лета воплотившийся и вочеловечившийся, ставший единственным Ходатаем, или Посредником, между Богом и человеком (1 Тим. 2:5), страданием и смертию Своею искупивший род человеческий от греха, и проклятия, и смерти, и власти диавола, даровавший людям прощение грехов, и правду, и благодать Духа Святого, или, кратко, — что Христос есть истинный Бог и истинный человек (пришедший во плоти), — всякий такой учитель есть истинный учитель, просвещен от Бога, преподает учение истинное и божественное, и всякий верующий может и должен вполне довериться Ему, как учителю истины. Это тот же основной член веры, который Иоанн так кратко, точно и сильно выразил в начале своего Евангелия: и Слово стало плотию… и мы видели славу Его (Ин. 1:14).
Толковый Апостол.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога
Свет и тьма, истина и заблуждение, добро и зло – противоположны между собою по своему существу и по своим свойствам. Как свет разгоняет тьму, так учение истины обличает заблуждение. Все евангельское учение веры и нравственности служит к обличению заблуждений. Но Апостол, имея в виду лжеучителей, отвергавших истину воплощения Сына Божия, указывает особенный признак истинных учителей, возвещающих Божественное учение, именно учение о воплощении или вочеловечении Сына Божия.
Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. Учителя, Духом Божиим движимого и возвещающего Божественное учение, и лжеучителя распознавайте так: всякий учитель, который признает, что обетованный Спаситель мира, Сын Божий, воплотился и воспринял наше человечество, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, – всякий такой учитель есть истинный учитель; он возвещает учение Духа Божия, учение Божественное.
Признаком истинного учителя, возвещающего Божественное учение, Иоанн Богослов поставляет ту великую истину, которую в Евангелии раскрыл он так: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Это основание спасительной веры: превечное Ипостасное Слово стало плотью, или, Сын Божий сделался человеком и в человеческом естестве жил между нами, человеками, и люди в Его человечестве видели славу единородного Сына Божия, славу истинного Бога.
Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Ст. 2-3 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире
Решительным признаком истинного пророка или учителя христианского Апостол выставляет исповедание им явления Бога во плоти в лице Господа Иисуса Христа: это основной догмат христианства, в прологе Евангелия Иоанна выраженный в словах: Слово плоть бысть (Ин 1:14). Напротив, отвергающий эту основную истину Боговоплощения тем самым показывает, что он не от Бога, а от диавола и антихриста: таковы были, напр., докеты, о которых упоминает св. Ириней Лионский, а также, вероятно, и другие подобные лжеучители такого же антихристианского духа. Антихрист в строгом и тесном смысле слова еще не пришел, но дух антихриста уже во многих лжеучителях действует. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие» (Феофил.). Точнее и ближе определить лжеучение обличаемых затруднительно, но во всяком случае это - не гностические еретические учения II века, а не развившиеся еще в систему лжеучения I века.
Толковая Библия.
«Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога». Это значит, что критерий духовности нужно искать в центральном христианском учении о Воплощении — центральном потому, что в нем содержится и из него вытекает вся христианская вера, все стороны христианского мировоззрения: творение, грехопадение, искупление, Бог, мир, человек.
«Водой и Духом».