Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились
См. Толкование на 1 Кор. 4:17
Яко не грядущу ми к вам, разгордешася нецыи
Послал Тимофея, а за ним и сам скоро последую, говорит, потому что некоторые из вас, по причине моего неприхода к вам, возгорделись.– Верно святой Павел, или при удалении от них обещал опять побывать у них, или наказывал с кем, что будет. Видя, что он все нейдет, некоторые разгорделись, то есть стали действовать, как внушало им высокое о себе мнение,– с неуважением к другим и с презрением распоряжений и правил, преподанных святым Павлом, как в притче Господней приставник (Мф. 24, 48; Лк. 12, 45). На это и намекает святой Павел. Вижу, говорит, от чего у вас некоторые произошли нестроения: от того, что я замедлил прийти. Исправлю это опущение. Пока сделает что-нибудь у вас Тимофей, а потом и сам скоро буду.– Тут скрыто сильное обличение им. Он говорит как бы им: какой у вас детский ум! Когда я у вас, или есть страх, что скоро приду, вы в порядке. А как только я отошел и показалось вам, что не скоро буду, вы тотчас забылись, и пошли у вас нестроения. Вы – будто дети, которые в отсутствие учителя делаются беспечными и шаловливыми (святые Златоуст, Феофилакт). Чем и как некоторые разгорделись? – Очень вероятно, что те из них, которые выдавались из-за других ученостию, или достатком, а может быть, и христианским знанием и делами, и даже дарами духовными, начали о себе высоко думать; к этому привилось затем тщеславие, и как за отсутствием властного учителя – Апостола некому было их обличить и исправить, то они совсем разгорделись (Экумений).
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились
Некоторые из вас возгордились друг над другом, и думают, что я не приду и не смирю их.
Толкование на послания божественного Павла.
Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились
Сказав: я послал к вам Тимофея, для предупреждения того, чтобы они не сделались от сего беспечнее, присовокупляет: хотя сам я не иду теперь и мое отсутствие подало некоторым повод гордиться, но по этой именно причине приду впоследствии. Показывает детскость их мыслей; ибо только детям свойственно вести себя бесчинно, когда нет с ними учителя. Кто же эти возгордившиеся? Сообщники прелюбодея, который и мудр был и богат, и просто - все, которые превозносились мудростью и богатством. Они-то и гордились, как будто бы не было Павла для их обличения.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились
И из этого ясно, что мы немощны, а вы крепки (1 Кор. 4:10), а остальное было сказано против некоторых, кто возгордился.
Фрагменты.
Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились
Некоторые из коринфян вознегодовали, что Павел не идет к ним, и горели уже не столько желанием, но гордыней, полагая, что он за недостойных их почитает. Между тем главным делом апостола было из недостойных делать достойных. Апостол желал прийти, но был занят еще более важными делами.
На Послания к Коринфянам.
Ст. 18-21 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости
Так как из факта посольства Тимофея недоброжелатели Павла могли вывести заключение о том, что сам Апостол не явится в Коринф, то Ап. теперь извещает их, что он и сам придет туда. - Некоторые. Это, вероятно, были некоторые люди из партии Христовых(ср. 2 Кор. X:9, 10; 2 Кор. X:7 и XI:23). - Возгордились, т. е. стали думать, что они станут во главе Церкви. - Не слова, т. е. не стану обращать внимания на ораторское искусство гордых учителей веры. - А силу т. е. имеют ли они действительную силу Духа Божия, как источник новой жизни? Коринфяне не могут в этом деле разобраться как следует, а Апостол все раскроет! - Царство Божие. Это не будущее, небесное царство, а царство, которое существует уже здесь, в душах верующих. - Не в слове, а в силе, т. е. не там, где много и красноречиво говорят о высоких предметах и задачах, а там, где есть сила осуществлять эти задачи. - С жезлом. Как отец, Ап. в праве употреблять и меры строгости по отношению к своим духовным детям. Это - доказательство существования церковной дисциплины еще при апостолах.
См. также Толкование на 1 Кор. 4:6