К сему-то, спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати
Поскольку апостол упомянул о спасении души, а оно неизвестно и странно для слуха, то свидетельствуется пророками, которые изыскивали и исследовали о нем. Они изыскивали будущее, как, например, Даниил, которого являвшийся ему ангел назвал за это мужем желаний (Дан. 10, 11). Они исследовали то, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух. На которое, то есть время исполнения, на какое, то есть когда иудеи чрез различные плены дойдут до совершенного богопочтения и сделаются способны к принятию таинства Христова. Примечай, что, назвав Духа Христовым, апостол исповедует Христа Богом. Дух же Сей указывал на страдания Христовы, говоря через Исаию: как овца, веден был Он на заклание (Ис. 53, 7), и через Иеремию: положим ядовитое дерево в пищу его (11, 19), а на воскресение через Осию, сказавшего: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его (Ос. 6, 3). Им, говорит апостол, открыто было не для них самих, а для нас. Этими словами апостол совершает двоякое дело: доказывает и предведение пророков, и то, что призванные ныне к вере Христовой известны были Богу прежде сотворения мира. Словом о предведении пророков он внушает им, чтобы они с верой принимали предвозвещенное им пророками, потому что и дети благоразумные не пренебрегают трудами отцев. Если пророки, не имевшие ничем воспользоваться, изыскали и исследовали, и, нашедши, заключили то в книги и передали нам как наследство, то мы были бы несправедливы, если бы стали относиться к трудам их презрительно. Посему, когда и мы возвещаем вам это, вы не пренебрегайте, и благовестие наше не оставляйте тщетным. Такой урок из предведения пророков! А тем, что верующие предузнаны Богом, апостол устрашает, чтобы они не показали себя недостойными предузнания Божия и звания от Него, но друг друга побуждали бы к тому, чтобы сделаться достойными дара Божия.
Толкование на Первое послание апостола Петра.
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати
Втайне [вдохновляемые] Господом или ангелами, они проходили изыскания и исследования о будущей благодати Евангелия - когда и в каком порядке придет в мир вечное спасение, о котором говорится в их книгах. Предсказывали же они, говоря с людьми открыто и обнаруживая перед ними то, что сами они узнали втайне, благодаря внутреннему созерцанию.
О семи Кафолических посланиях.
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати
Поскольку некоторые утверждают, что меньшее имеют обещание и спасение те из святых, которые были до пришествия Спасителя, считая, что последующие имели нечто большее, из-за того, что осязаемо видели Иисуса, и даже знаки, Им данные чувственным образом, и учение Его слышали, - следует показать, что мнение такого рода считается ложным. Было два прихода Христа: один - достигаемый умом, согласно которому Он воспринимается как Бог Слово, другой же - действительно чувственно воспринимаемый, согласно которому кажется, что Он появился от Марии, более божественен умопостигаемый, а не чувственно воспринимаемый, который даже с дурными людьми общался.
Итак, приходящее умопостигаемым образом ко всем святым, жившим до и после пришествия, Слово Божие, соразмерно деяниям, которые каждый совершил, освящает кого Сам Он надлежащим образом озарил - то есть не умаляя, вследствие [отсутствия] чувственного присутствия [Христа], тех, кто был прежде Его пришествия. Ибо не по причине порочности, но благодаря разнице времени не смогли они насладиться этим пришествием. Итак, хотя пророки исследовали, в какое время спасение душ достигнуто будет и свершатся страсти Христа и последующая слава, однако узнали через откровение, что это служило не им самим, но тем, кто будет после Его пришествия. Поэтому не следует говорить о меньшей святости их.
На 1-е послание Петра.
Ст. 10-12 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы
Величие и слава христианского спасения очевидны из того, что оно составляет великую тайну Божию, бывшую задолго до осуществления предметом тщательных изысканий и исследований пророков и благоговейного проникновения в нее самих Ангелов. Пророки исследовали (ср. Деян 3:24) не только то, когда (τίνα καιρόν), по истечении скольких веков и лет придет Мессия, но и то, каков (ποίον καιρόν) характер и дух, каковы обстоятельства и отношения того времени. Самодеятельность пророков при этом исследовании состояла в уяснении и подробном распределении данных откровения. Но единым источником последнего для пророков был Дух Христов (τό πνεῦμα Χριστοῦ), от Бога Отца посылаемый в мир Богом Сыном: «в этих словах Апостол Петр открывает таинство Троицы» (блаж. Феофил.). Предметом же пророческих созерцаний и изысканий были страдания (παθήματα) Христа Спасителя, которыми Он в свое время совершил дело спасения людей, и последующая затем слава (δόξας - мн. ч.), участниками которой являются и все верующие во Христа. «Словом о предвидении пророков Апостол внушает читателям, чтобы они с верою принимали предвозвещенное им пророками, потому что и дети благоразумные не пренебрегают трудами отцов. Если они (пророки), не имевшие ничем воспользоваться, изыскивали и исследовали, и, нашедши, заключили то в книги и передали нам как бы некоторое наследство, то мы были бы несправедливы, если бы стали относиться к трудам их презрительно. Посему, когда и мы возвещаем вам это, вы не пренебрегайте, и благовестие наше не оставляйте тщетным. Такой урок из предвидения пророков» (блаж. Феофил.). Высшая же степень оценки дела спасения людей представляет заключительное замечание Апостола в ст. 12 о том, что в тайну спасения людей и всего мира во Христе со всем усердием и благоговением желают и стремятся проникнуть сами Ангелы (ср. Лк 2:14; Еф 3:10).