Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Во всех этих выражениях, [сказанных о Христе], разумеем не двоих, не Бога отдельно и человека - отдельно (ибо Он был Един), а только в уме отделяем естество каждого. Ибо Петр не двоих разумевал, сказав: как Христос пострадал за нас плотию.
Против Евномия.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Чтобы точнее уразуметь и бесстрастие естества в Слове, и немощи, приписываемые Ему по причине плоти, хорошо выслушать блаженного Петра. Ибо он может быть достоверным свидетелем о Спасителе. И так пишет он в своем послании, говоря: «Христу убо пострадавшу за ны плотию». Следовательно, когда сказывается о Христе, что алчет, жаждет, утруждается, не знает, спит, плачет, просит, убегает, рождается, отказывается от чаши, и вообще, приписывается Ему все свойственное плоти, каждый раз справедливо будет повторять то же. Так, Христос алчет и жаждет «за ны плотию», именует Себя не знающим, заушается и утруждается «за ны плотию» и еще возносится на крест (Иоан. 12, 32), рождается, возрастает плотию, страшится, скрывается «плотию», говорит: «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Матф. 26, 39), терпит биение, приемлет раны «плотию», и вообще, все подобное сему восприемлет на Себя «за ны плотию». Посему и сам Апостол сказал: «Христу убо пострадавшу», не Божеством, но «за ны плотию», чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свойственные, но свойственные по естеству самой плоти. Потому никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству бесстрастно, и однако же по причине плоти, в которую облеклось Оно, сказуется о Нем это, потому что свойственно это плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он как бесстрастный по естеству и пребывает бесстрастным, не терпя от сего вреда, но паче уничтожая и истребляя все сие; люди же, так как немощи их перешли на Бесстрастного и истреблены, и сами уже навеки делаются бесстрастными и свободными от немощей, как учит Иоанн, говоря: «и весте, яко Он явися, да грехи наша возмет, и греха в Нем несть» (1Иоан. 3, 5).
На ариан слово третье.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Для того, чтобы [люди] веровали в Него как в Спасителя всех в соответствии с домостроительным принятием того, что Ему причиталось, Он являет страдания Своего тела, как было изречено устами пророка словно бы от Его лица: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6).
Послание Иоанну.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
[Христос] пострадал не Божеством, а плотью. Ведь Бог всегда бесстрастен. Пострадал же он плотью, как учит апостол, чтобы от Его раны проистекло спасение всему человеческому роду - как и предсказал пророк Исаия. Ибо Христос пострадал за наши грехи, чтобы нам была дарована справедливость.
Объяснение символа веры.
Ст. 1-2 Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью
Тою же мыслью вместо: по тому же стремлению, по той же цели. Ибо недостает предлога κατά, потому что сказано с опущением. Рассказав о домостроительстве спасения, о сошествии Господа во ад, и о том, для чего Он сходил туда, именно - для спасения содержимых во аде, апостол находит в смерти Господа иной повод к увещанию к добродетели. Если Христос умер за нас плотью (ибо, без сомнения, не бессмертным и Божественным Своим естеством), то и мы, в отплату Ему, должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить только по воле Божией.
Ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией
Страдающий вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем (2 Тим. 2, 11), и: почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим. 6, 11).
Толкование на 1-е послание Петра.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Каждый из святых, кто предал тело свое на мучение жестоким гонителям, без сомнения, до конца своей жизни, насколько это посильно для человеческой натуры, воздерживался от грехов. Ибо разве мог думать о совершении греха, о плотских похотях, разве мог обращаться душою к чему-то, кроме воли Божией, тот, кто, будучи либо распят на кресте, либо побит камнями, либо брошен на растерзание зверям, либо возведен на костер, либо истязаем ударами бичей, либо подвержен другим мучениям какого угодно рода, вынужден был желать лишь того, чтобы принять венец жизни, когда завершится это единоборство? Итак, блаженный Петр желает, чтобы и мы всегда подражали их настрою, поскольку нам дан пример страданий Господа.
О семи Кафолических посланиях.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Петр ясно указывает посредством уточнения, говоря: плотью, ибо по Божеству Он был бесстрастен и не чувствовал боль, как ее свойственно чувствовать душе человека. Ведь Божество бесстрастно, не подвержено никакой боли и ни в чем пределы бесстрастия не переступает. Напротив, Он победил страсти и притупил жало смерти - пусть даже Он вступил с ней в бой посредством плоти, подверженной страданиям.
Фрагменты.
Ст. 1-2 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией
Мысль о Христе, пострадавшем за людей, воскресшем из мертвых и вознесшемся на небо (1Пет. 3:18, 21-22), должна, по Апостолу, побуждать и всех христиан вооружиться готовностью страдать, в случае надобности, за Христа, зане пострадавый плотию креста от греха: «Пострадавый» вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2Тим. 2:1) и: «будем мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:11). Вообще толкованием приведенного изречения Ап. Петра и обоих рассматриваемых нами стихов гл. IV служит вся глава IV послания Ап. Павла к Римлянам: там и здесь мысль одна, только у Ап. Павла она раскрыта несравненно подробнее. Сущность дела в том, что обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть сораспинается Ему, а через крещение спогребается Ему, и, как мертвый не грешит, так и христианин должен считать себя мертвым для греха, грех не должен иметь над ним власти, а жить он должен для Одного Бога (Рим 6:1-23). «Если Христос умер за нас плотью (ибо без сомнения не бессмертным и божеским своим естеством), то и мы в оплату Ему должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной только воле Божией» (блаж. Феофил.), ища плода закона - святости и конца его - жизни вечной (Рим 6:22).