Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
Христос говорит: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф 20:26). А кто унижает себя, тот возвысится (Мф 23:12). Что ты говоришь: если смирю себя, буду высок? Да, говорит; таково Мое могущество, чтобы достигать одного посредством другого; Я владею средствами и искусством; не бойся; Моей воле повинуется природа вещей, а не Я следую природе.
Фрагменты.
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
[Нечто] вынужденное подобно растению, насильно согнутому руками: как только бывает оставлено на воле, обыкновенно возвращается в прежнее свое положение. Напротив, то, что делается по свободному произволению, и весьма законно, и весьма надежно, как скрепляемое узами сердечного расположения. Посему закон наш и Сам Законоположник особенно повелевает: пасите Божие стадо <… > не принужденно, но охотно.
Слово в оправдание.
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
И как ты станешь сопричастником Его славы, если ты не приемлешь быть сопричастником Его позорной смерти? Тщетно ты оставил богатства, если ты не хочешь нести крест, как Христос призвал тебя словом истины: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф 19:21).
Катехизис.
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
Мы ваши наставники, вы - стадо Божие. Поразмыслите, и вы увидите, что угрожающие нам опасности больше угрожающих вам, - и помолитесь за нас. Ведь это и нам полезно, и вам - чтобы мы дали о вас добрый ответ Пастыреначальнику и Главе всех нас.
Послания.
Ст. 1-5 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям
Апостолу предлежало говорить о смиренномудрии, о котором он уже и упомянул, сказав: делая добро (4, 19). Он называет себя пастырем (пресвитером) или по возрасту, или по достоинству епископа; ибо и книга Деяний (Деян. 20, 17) называет пресвитерами и епископов. Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними и что называет себя сопастырем по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель страданий Христовых. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопастырем, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими. Так же о смиренномудрии и Господь говорит: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам (Ин. 13, 14). Апостол прибавляет, что он соучастник в славе, которая должна открыться, для того, чтобы представить преимущество смиренномудрия, подобно как и Павел говорит: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним (Кол. 3, 4). Не принужденно пасет тот, кто в самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности, и тем побуждает их друг пред другом соревновать учителю. Не для гнусной корысти пасет тот, кто не выступает вперед с гордостью и не высится над подчиненными, но живет нероскошно, или кто не домогается драгоценных одежд и роскошных яств, которые производят гордость и служат поводом к гнусной корысти. Наследием называет священное собрание. Прибавление подавая пример стаду означает то же, что пасите не принужденно. В словах и когда явится Пастыреначальник союз и поставлен вместо дабы, то есть чтобы, когда явится Пастыреначальник, вам получить венец нетления.
Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Облекитесь значит: опояшьтесь, оденьтесь, или наложите на себя, окружите себя со всех сторон.
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
Петр этому свидетель, разумеется, потому, что присутствовал, стоя рядом, во время Его страданий и все, что происходило, видел. [А славу видел] тогда, конечно, когда на святой горе [Фавор] небесную славу лица Его вместе с Иаковом и Иоанном видел.
Как блаженному Петру заботиться обо всем Его стаде, то есть о Церкви, велел Господь, так и сам Петр последующим пастырям Церкви поручил по праву, чтобы каждый то стадо Божие, какое у него есть, стерег своим внимательным руководством. Принужденно пасет стадо Божие и надзирает за ним тот <…> кто проповедует Евангелие для получения пропитания. Охотно же и боголюбиво [пасет стадо] тот, кто проповедует слово Божие не ради какой-либо земной пользы, но только ради небесной награды.
О семи Кафолических посланиях.
Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться
Обращаясь в заключительной главе послания с наставлениями ко всем читателям, пастырям и пасомым, Апостол Петр прежде всего устанавливает свой авторитет наставника в Церкви. Обращаясь с своими наставлениями к пастырям-пресвитерам - presbuteroV именно в смысле должности в Церкви (ср. Деян 11:30; 20:17), а не в смысле преклонного возраста (слав. «старцы»), Апостол смиренно называете себя их сопастырем (o sumpresbuteroV). «Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними, и что называет себя пресвитером по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель Христовых страданий. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопресвитером, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими» (блаж. Феофил.). Апостол называет себя свидетелем страданий Христовых не только в том смысле, что он проповедовал о страданиях и смерти Христовых, очевидцем которых он был, но и в том, что в самой жизни и деятельности своей он сделался исповедником Христовым, перенося различные страдания за имя Христово; быть может, Апостол предвидел, по внушению Божию и согласно предречению Самого Господа о мученической кончине Ап. Петра (Ин ХXI:18-19), свои страдания и смерть за Христа и в этом предведении называл себя исповедником Христовым. Наконец, в том же cт. 1 Апостол именует себя общником, соучастником (coinwnoV) будущей славы в Царстве Христовом, в несомненности которой для всех истинных исповедников веры Христовой Апостол твердо уверен (ст. 4), как и Ап. Павел (Кол 3:4; 1Тим. 4:8).