вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы
Сказал, что последний день не застанет, или не должен застать их, как тать, потому что они не во тьме. Теперь поясняет, почему они не во тьме, или не должны быть во тьме? — Потому, что они сыны света. Сынами чего-либо обычно слову Божию называть тех, кои носят характеристические черты того, чего суть сынами, существенно сродны с тем, духом того исполнены. Сыны света,— Того, Который есть свет миру,— суть те, кои Евангельским учением просвещены, благодатию Святого Духа отрождены и живут во свете лица Божия и по воле Его,—светлы ведением, жизнию, надеждами. Сыновство свету означает не принадлежание только к области света, но и восприятие его в себя, проникновение им и, своего рода, светоносность, хотя заимствованную. Бесте тма, ныне же свет о Господе, говорит Апостол (Еф. 5, 8; - сравни: Мф. 5, 16; Ин. 3, 21; Лк. 16, 8; Ин. 12, 36; Еф. 2, 2 — 3). «Как сыны Божии суть те, которые делают угодное Богу, так и сыны дня суть те, которые делают дела света» (Златоуст). «Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления — упорно противящиеся воле Божией, так сынами света и дня называются те, которые творят дела правды и света» (Экумений).
Сказанное положительно выражает затем Апостол отрицательно и притом так, что и себя, и всех верующих обнимает в общем положении: несмы нощи, ниже тмы. Так в картинах тень резче выставляет светлую часть и всей фигуре сообщает рельефность. Ночь и тьма — однозначащи здесь; но Апостол будто отличает их в степени: мы не только не ночи, но и не тьмы. В таком случае тьма будет означать слабейшую мрачность, случайное, преходящее омрачение. Так Святую Церковь изображает святой Павел в другом месте не имущею скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф. 5, 27). В выражении: несмы нощи… иные подразумевают — сыны, а другие перефразируют: мы не принадлежим к области ночи и тьмы. Апостол хочет сказать: мы не нощные, не темные, не омраченные.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы).
Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.
ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
Когда же Бог благой увидит, что не склонилось сердце [человека] к чему-либо из этого [плохого] - как сказал Давид: Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня, и не нашел во мне беззакония (Пс 16:3) - тогда Он поможет ему и спасет его. Почему же [Давид] сказал ночью, а не «днем»? Потому что лукавства врага суть ночь, как и Павел сказал: Мы не сыны ночи, но сыны дня, - ибо Сын Божий есть день, сатана же - ночь.
Сочинения.
ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы
Мы, христиане, не только имеем истинный свет, мы и сыны света и сыны дня, поскольку родились духовно от единого истинного Света, от единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа (см.: Ин. 1:9–13). Да, истинный Бог есть одновременно и истинный Свет. С тех пор как истинный Бог посетил наш мир, в нем обитает истинный Свет! Поэтому и сказано в Святом Евангелии: но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит (1 Ин. 2:8).
Действительно Господь Иисус Христос есть истинный Свет, поэтому этот Свет не смогут угасить ни тьма смерти, ни тьма ада, хоть Он и был причастен смерти, и сошел во ад. Все же остальные, так называемые, светила ложны, поскольку каждое из них угасает и является ни чем иным как смертью, хоть и кажется существующим. Господь Иисус Христос единственный в человеческом роде мог со всей справедливостью сказать о Себе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин 8:12). Все, что не Христос и не Христово, в действительности составляет тьму в человеческом роде. Только идя со Христом, Который есть Свет мира, люди могут узнать пути в сей жизни, основы и конец ее.
Как люди из сынов тьмы, греха и смерти становятся сынами света? Верою в Господа Иисуса Христа как в единственный истинный Свет. Это нам открыл Сам Господь Иисус Христос, говоря: Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12:36), Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46).
Христиане, живя верою в Господа Иисуса Христа, ходят во свете, как существует всегда в совершенном свете Сам Бог. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7). Облеченные посредством Святых Таинств и добродетелей в Господа Иисуса Христа мы в действительности облекаемся в оружия света (см.: Рим. 13:12, 14) и таким образом исторгаем всякий темный грех и смерть, всякий диавольский мрак.
Христиане как сыны света – одновременно и сыны дня, дня Господа, Который ведет их через все дни жизни, превращая их в дни Господни святым светом божественной истины, правды, любви и Божества. Кто же есть сыны тьмы и ночи? Это те, кто добровольно стал рабом греха и зла, поскольку грех есть единственная настоящая тьма. В действительности тьма – это то, что находится вне Христа, и люди, живущие без Христа, не только находятся во тьме, но и сами суть тьма. Однако верою в Господа Иисуса Христа они становятся светом в Господе, поскольку живут как дети света. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5:8). Единственный выход из человеческой тьмы – вера в истинный Свет и в истинную Жизнь, которая есть Богочеловек Христос! Итак, единственно вера во Христа просвещает и озаряет. В этой вере содержится истинное просвещение, поскольку она озаряет все пути к вечной Истине, правде, любви и ведет этими путями в Царствие Небесное.
Кто истинно просвещен? Тот, кто живет и существует верой во Христа, поскольку он живет действительно истинным и негасимым огнем, который превращает каждую ночь в день и всякую тьму в свет.
Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
См. Толкование на 1 Сол. 5:4
ибо все вы - сыны света и сыны дня
Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления - непослушные, так сынами света и дня называются те, которые делают дела света.
мы - не сыны ночи, ни тьмы
То есть греха.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Ст. 5-6,8 ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться… Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Если же ты желаешь видеть преображение Иисуса пред восходящими на высокую гору наедине с Ним, то смотри, что в Евангелиях об Иисусе мыслят просто и, как это называет некто, знают по плоти (2 Кор 5:16) те, кто не восходит чрез возвышенные слова и дела на высокую гору премудрости. А восходящие уже не знают Его по плоти, но богословствуют о Нем посредством всех Евангелий и созерцают Его согласно своему познанию в образе Божием (Флп 2:6). Именно перед ними преображается Иисус, не имея ничего от дольнего. Когда же Он преобразится, то лицо Его засияет как солнце, чтобы явиться чадам света (Еф 5:8), совлекшимся дел тьмы и облекшимся в оружие света (Рим 5:12), и уже не детям ночи или тьмы, но ставшим сынами света и, как сыны дня, днем ведущим себя благочинно (Рим 13:13). И явившись, Он воссияет им не просто как солнце, но покажет, что Он есть Солнце правды (Мал 4:2).
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Если же надлежит исследовать о том, что евангелист не случайно упомянул: а была ночь (Ин 13:30), то надлежит сказать, что та чувственная ночь была символична, ибо была образом наступившей ночи в душе Иуды, когда сатана - тьма, носившаяся над бездною (Быт 1:2),- вошел в него. И назвал Бог тьму ночью (Быт 1:5), но, как вещает Павел, мы не чада ночи или тьмы, ибо он говорит: Но мы, братья, не сыны ночи, или от тьмы, а также: Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы
См. Толкование на 1 Сол. 5:4