Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
И величие даров, и слабость получивших их показывают силу не только тем, что Бог даровал столь великие блага, но и тем, что даровал слабым. Под глиняным сосудом он как раз подразумевает хрупкость нашей смертной природы и немощь нашей плоти. Ибо она ничуть не крепче глиняного сосуда, столь же легко повреждается и так же просто разрушается смертью, болезнями, непостоянством воздухов и множеством других причин… Тогда-то особенно и проявляется сила Божия, когда она совершает великие дела через ничтожные орудия.
Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.
Какое сокровище? Наитие Духа, оправдание, освящение, искупление. Какое, скажи мне сокровище? «во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. - Эней! исцеляет тебя Иисус Христос, - обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее» (Деян. 3:6, 9:34, 16:18).
Видишь ли сокровище, блистательнейшее царских сокровищ? Может ли царский жемчуг сделать то, что совершали слова апостольские? Наложи тысячи диадем на мертвого, и он не встанет; а произнесено одно слово апостола, и оно восстановило мятежную природу и возвратило ее в прежнее состояние.
«Но сокровище сие». О, сокровище, не только сохраняющееся, но и сохраняющее тот дом, в котором оно находится! Понял ли ты, что я сказал? Земные цари и начальники, имея сокровища, приготовляют великие дома, стены, запоры, двери, стражей, замки, чтобы сохранить сокровище; а Христос сделал иначе: Он положил свое сокровище не в каменный, а в глиняный сосуд. Если это сокровище велико, то почему слабый сосуд? Именно потому-то и слабый сосуд, что велико сокровище: не сосуд хранит это сокровище, а оно хранит сосуд. Я полагаю, говорил Он, сокровище, и кто может похитить его? Приходил дьявол, приходила вселенная, приходили тысячи, и не похитили сокровища; сосуд был поражаем ударами, а сокровище не далось; он был потопляем в море, а оно не потонуло; он умер, а сокровище остается.
Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен.
Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас
Сокровищем называет Апостол то, о чем говорил пред сим, то есть слово благовестия с полнотою благодати Святого Духа на устроение духовного царства Христова на земле, или Святой Его Церкви. Это сокровище, столь великое, столь преславное, столь многодейственное, имеем мы, говорит, или носим в скудельных сосудах, разумея под сим тело немощное, с подразумеванием и внешнего своего положения, всегда уничиженного и стеснительного, как изображает вслед за сим. Для чего же это так устроено? Разве не мог Господь так сделать, чтоб Апостолы одним видом своим, или своею показностию, уже влияли на людей? – Мог, но не благоволил так сделать, для того, говорит, чтоб в действовании нашем ничего нашего не было видно, чтоб ничто наше не бросалось в глаза, а все было относимо к силе Божией. Смотря на нас, столь немощных и уничиженных, никто и подумать не может, чтоб, когда или слово сильней от нас исходит, или дело какое чрезвычайное нами совершается, это и подобное сему зависело от нас, но все то прямо отнесет к силе Божией, чрез нас действующей. Сия сила ничем с нашей стороны заслоняема не бывает; она видится во всей своей наготе и полноте. Если же так, то всякий должен был заключать словами Господа: если сии о персте Божии все сие творят, убо постиже на нас царствие Божие; надо покориться слову их и веровать, чтоб не быть Богоборцами.
Святой Златоуст говорит на это место: «Сие-то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет и хранить такое сокровище. Да премножество, говорит, силы Божия будет, а не от нас. Ибо и величие даров, и слабость получивших оные, показывают силу Божию, как в том, что Бог столь великие даровал блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти, потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда; она столь же удобосокрушима и так же легко сокрушается и смертию, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он, как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого. Ибо тогда особенно и бывает видна сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела; как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: сила бо Моя в немощех совершается (2 Кор. 12:9). – Так, послав только двенадцать человек, покорил Он вселенную, и притом тогда, когда сии двенадцать сами были гонимы. Подивимся в сем силе Божией, почудимся ей и поклонимся! Вопросим иудеев, спросим еллинов: кто убедил всю вселенную оставить отеческие обычаи и переменить образ жизни? Не рыболовы ли, не скинотворцы ли, не мытари ли, не книжные и простые люди? Как же бы это могло совершиться, если бы не действовала чрез них сила Божия? Притом – что говорили они, когда убеждали? – Креститесь во имя Распятаго. Какого? – Того, Которого они не знали и не видали. И, однако ж, несмотря на то, что говорили и проповедали сие, пригвожденный ко кресту Христос привлекал к Себе всех. Откуда же такая сила убедительности? – Ниоткуда более, как от силы Божией. Новость проповеди была противна всем, а проповедники были из народа, всеми презираемого, бедные и неученые. Каким же образом они покорили вселенную? Не ясно ли сие показывает, что они имели Бога помощником себе? Ибо не человеческой силе свойственно производить такие действия, но силе Божией всемощной».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, — дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Слова сии: имамы убо сокровище сие в скудельных сосудех, кажется мне, имеют двоякий смысл. Или они означают, что сокровище сие, то есть небесное богатство и преестественные дарования, превышающие наше достоинство, имеем мы в смертном сем теле, справедливо названном скудельным, потому что оно сотворено из земли, или, что богатство Божественной премудрости в Священных Писаниях имеем заключенным в низких и простых речениях и примерах. А что это дает разуметь Апостол, присовокупил он на то и причину: да премножество силы будет Божия, а не от нас. Ибо видевшие, что проповедники Слова, будучи людьми неучеными, невеждами и немощными, которых везде били и гнали, преодолевают и препобеждают все, прославляли Бога, потому что сила Божия в немощи Апостолов наиболее открывалась и просиявала. Ибо они, будучи немощными, превозмогали сильных, будучи бедными, овладевали богатыми, будучи невеждами, преодолевали мудрых.
Не знаешь ты, кажется мне, состояния Церкви в первые времена, ибо, зная, не усомнился бы в этом. А я, пролив горячие слезы о том, что, имея у себя сумы с богатством, по нерадению (говорю это о себе) утратили мы истинное богатство, перейду к объяснению указанного тобою. Апостолы, имея тело смертное и более слабое, чем всякое брение, гонимые и преследуемые, воскрешали мертвых, воздвигали расслабленных, исцеляли больных, изгоняли демонов, предрекали будущее, являли присутствие Святаго Духа.
Не слышал ты разве, что говорил им Симон: дадите и мне власть сию, да на него же аще положу руце, приимет Духа Святаго (Деян. 8:19)? Что сравнится с сим богатством? Что драгоценнее сего? Если кто, совокупив воедино царства всей земли – разумею царства ассирийское, персидское, македонское и римское – словом своим соделает из них одно и приравняет к этому богатству, то осужу его, как несмысленного ребенка, не умеющего различать свойства вещей. Даже если представишь в уме и нечто большее, то увидишь, что богатство сие и того выше.
Апостолы соделались сожителями и сотрапезниками Владыки всех, сподобились Божественного собеседования, удостоены преестественных наставлений, усыновления и содружества, были как бы областными какими правителями окрест Царя, как бы звездами, сопровождающими Солнце правды, и приняли не писания на слоновой кости, составляющие, может быть, человеческое преимущество, но власть, какой не имеют и цари земные. Ибо сказано им было: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите, будут разрешена (Мф. 18:18).
Если же вообразишь в уме и оные обетованные им блага, то придешь в большее изумление. А если кто не поверит будущему, то пусть за доказательство примет настоящее. Ибо Царствующий на суше и на море нисходит в гробницу рыбаря, лобызать его кости. Видишь ли это неприкосновенное богатство, лежащее в скудельных сосудах?
Обрати взор и на Божественную Премудрость, растворенную в низких словах и примерах. Если бы на Свое только достоинство взирал Бог, а не на пользу тех, которые будут читать, то употребил бы слова и примеры небесные и Божественные. Напротив того, поскольку Он давал закон людям, которые немощны и имеют нужду в словах человеческих (в таком только случай могли они удобно понимать и то, что выше их), то Божественные уроки растворил словами простыми, чтобы и женщина, и ребенок, и самый неученый из всех людей приобретали некую пользу и от одного слышания. Ибо, озаботившись спасением многих и даже несведущих, Слово, по человеколюбию Законоположника растворенное такою ясностью, никого не лишает посильной пользы.
Не вознерадело Оно и о более мудрых, потому что в такой ясности, как некие сокровища, сокрыты учения настолько таинственные, что самые мудрые и ученые люди приходят в недоумение от глубины мыслей, и часто не могут проникнуть в непостижимость премудрости.
Письма. Книга I.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Если кто в мире очень богат, и есть у него скрытое сокровище: то на сие сокровище и на богатство, какое имеет он, приобретает себе все, что хочет, и, какие угодно ему, стяжания в мире без труда достает, полагаясь на свое сокровище; потому что им без труда приобретается всякая вещь, какую только человек захочет иметь. Так и те, — которые прежде всего взыскали у Бога, и обрели, и имеют уже небесное сокровище Духа, самого Господа, воссиявшего в сердцах их, — сим сокровищем, сущим в них Христом, приобретают себе всякую правду добродетелей и всякое обладание благостью заповедей Господних, и тем же сокровищем присовокупляют себе еще большее небесное богатство. Ибо с помощию небесного сокровища, твердо полагаясь на обилие в них духовного богатства, исполняют всякую добродетель правды, и силою невидимого богатства сущей в них благодати без труда совершают всякую правду и заповедь Господню. И Апостол говорит: имея «сокровище сие в скудельных сосудех», то есть, будучи еще во плоти, сподобились приобрести в себе оное сокровище — освящающую силу Духа. И еще: «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1:30).
Посему, кто обрел, и имеет в себе, сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уже без принуждения и затруднения. Поэтому и мы станем умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего, и таким образом, возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду Духа, при помощи небесного сокровища, то есть Христа. Кто нищ и беден, истаевает голодом, тот, по причине нищеты своей, не может ничего приобрести в мире. Но кто имеет сокровище, тот, как сказано уже, без труда и болезни приобретает всякое стяжание, какое только захочет. Так и душа, которая обнажена и лишена общения с Духом и пребывает в страшной нищете греха, прежде причастия Духа, не может, хотя бы и желала, действительно сотворить духовный плод правды.
Собрание рукописей типа II. Беседа 18.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Сокровищем называет он Сына Божия, в Коего благодатию Святого Духа облекаемся и Коего имеем в сердцах своих. Так и мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева имея, то есть и мы, души свои девственными и чистыми. И как Пресвятой Девы не опалил огнь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком жизни вечной.
Слова (Слово 45-е).
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Многие это понимают в отношении тела и Святого Духа, подразумевая, что мы имеем сокровище в глиняных сосудах. Так, конечно же, можно понимать, но есть и другое понимание, и намного лучшее: мы имеем ценнейшее сокровище в глиняных сосудах - это сокровище в простых словах Писания.
Трактат на Псалмы (Пс. 77).
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах
Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? – говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею.
чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе.
Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Как Божественное провидение не сводится к выдумке убежденных в его существовании от того, что дела его или планы человеческой способностью не охватить, так и о святом Божественном вдохновении Писания, которое простирается на все его тело, не следует думать как о несуществующем по причине нетвердости нашей способности к пониманию, не справляющейся с открытием скрытых глубоких мыслей в отдельных словах. Ибо в сосудах простых и неприкрашенных слов скрывается сокровище божественной мудрости, как это подчеркивает апостол, говоря: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, - с тем чтобы тем сильнее божественная сила добродетели воссияла, поскольку никакие прикрасы красноречия человеков не примешивались к истине основ учения.
О началах.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Под сокровищем апостол Павел здесь имеет в виду таинство Бога во Христе, которое открыто для верующих, а от неверующих сокрыто покрывалом; ибо как сокровище помещается в потайном месте, так и таинство Бога внутри человека, то есть в сердце человеческом, хранится. Это сокровище в душе и теле он называет даром Бога, дабы высота добродетели Его обнаружилась через проповедующих человеков, чтобы утешилось все языком Творца своего, не для прославления человеков, но Бога. Ибо человеки, когда сами были малы и малоопытны, восприняли от Бога подвиг и чудо слова и дела. О глиняных сосудах апостол Павел говорит, чтобы подчеркнуть хрупкость природы человеческой, которая сама ничего не может иначе, как восприняв добродетель от Бога, и Сам Бог Себя во славу Свою проповедует через то, что непрочно.
На Послания к Коринфянам.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Под сокровищем разумеет Апостол благодатное ведение и все благодатные дары, которыми Апостолы пользовались в прохождении своего Апостольского служения, или вообще благодать или благодатную силу Духа, которою облечены были Апостолы как чрезвычайные посланники Божии, которые должны были пронести Евангельскую проповедь во все концы вселенной.
В глиняных сосудах. Под глиняным сосудом разумеется бренное человеческое тело, которое всегда подвержено многим опасностям разрушения и смерти. А можно разуметь под глиняным сосудом и вообще человеческую природу. Мог Апостол говорить так о себе и других Апостолах, потому что до осенения силою Духа все они были немощны и большею частью люди простые, необразованные, бедные, в глазах сильных и знатных людей ничего не значащие.
Можно слова Апостола изложить так: «Но эту Божественную благодать, которая просветила и укрепила нас, носим в себе мы, обложенные бренным, смертным телом, мы – люди необразованные, простые, ничего не значащие в глазах мира».
Чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Так устроил Бог, говорит Апостол, для того, чтобы преизбыточная или превосходная сила, которая раскрывается в нас, или в делах наших, была приписываема Богу, а не нам; чтобы все видели, что мы немощные люди, никак не можем своими силами делать то, что делаем; а делаем все это только при помощи Божественной силы, и чтобы таким образом, при наших немощах, удобнее познавали силу Божью, действующую в нас, и прославляли Бога.
Св. Златоуст говорит: «поелику Апостол много сказал великого и высокого о неизреченной славе верующих; то, дабы кто не сказал, – почему же мы, получив такую славу, остаемся в смертном теле, – говорит сие: то особенно и удивительно, и есть величайшее чудо силы Божией, что скудельный сосуд может вмещать в себе такой свет, и хранить такое сокровище. Посему, вместе и удивляясь, он сказал: да премножество силы будет Божия, а не от нас. И опять указывает на тех, кои хвалятся о себе; ибо и величие даров, и слабость получивших оные показывают силу Божью, как в том, что Бог даровал столь великие блага, так особенно в том, что даровал людям слабым. Под скудельным сосудом он разумеет слабость нашего естества и немощь нашей плоти; потому что плоть наша нисколько не крепче скудельного сосуда, она столь же удобосокрушима и также легко разрушается и смертью, и болезнями, и воздушными переменами, и другими бесчисленными причинами. И сие сказал он как для того, чтобы постыдить высокомерие гордящихся собою, так и для того, чтобы всем показать, что в делах его служения нет ничего человеческого; ибо тогда особенно и бывает видима сила Божия, когда она чрез слабые орудия совершает великие дела, как сие видно из сказанного Господом сему же Апостолу: Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам
Сокровище сие, т. е. величие внутреннее. — Мы, т. е. Ап. Павел. — В глиняных сосудах — т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2 Кор. 12:7 и сл.; Гал. 4:14). — Чтобы преизбыточная сила — т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. — Была приписываема Богу, а не нам. Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла.
Ст. 7-12 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас
После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю.
Толковая Библия.