Ст. 13-15 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию
Здесь он припомнил нам псалом (Пс. 115:1), который заключает в себе много любомудрия, и весьма может утешить в несчастье, потому что эти слова были произнесены праведником, когда он находился среди великих бедствий, от которых нельзя было освободиться иначе, как только при помощи Божией.
Так как (апостол) знал, что в подобных (несчастиях) подобные же (утешения) особенно облегчают душу, то и сказал – «имея тот же дух», т. е., «тою же помощью, которою тот избавился от бедствий, и мы спасаемся, и тем же Духом, которым он говорил, и мы говорим». Вместе с тем он показывает здесь и то, что между ветхим и новым заветом находится большое согласие, что один и тот же Дух действовал в обоих заветах; также, что не мы одни подвергаемся бедствиям, но и все древние подвергались им, и что более надо утверждаться в вере и надежде, а не искать тотчас же избавления от постигающих нас (бедствий).
Доказав таким образом, чрез умозаключения, воскресение и жизнь, и что бедствие не есть признак бессилия и оставления от Бога, (апостол) переходит, наконец, к вере, и к ней все направляет. Но и для утверждения этой веры он опять указывает на воскресение Христово, говоря: «и мы веруем, потому и говорим». Чему же веруем? «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед [Собою] с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Опять внушает (коринфянам), чтобы они полученные благодеяния не приписывали людям, т. е. лжеапостолам, потому что все от Бога, Который благоволит изливать благодеяния Свои на многих для того, чтобы большее число людей благодарили Его. «Для вас, – говорит, – Его воскресение и все прочее. Не для одного только человека Он столько совершил, но для всех».
Беседы на 2-е послание Коринфянам.
Что говоришь ты? Если бы ты не веровал, то и не говорил бы и стоял бы безмолвным? Да, говорит; без веры не могу ни отверзать уст, ни двинуть языка, ни раскрыть губ, и, будучи одарен даром слова, стою безмолвным без ее наставления. Как растение без корня не может произращать плода, так без предварительного существования веры не может произойти и слово учения. Поэтому и в другом месте он говорит: потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10).
Что может быть лучше этого дерева, или даже сравниться с ним, когда не только ветви его, но и сам корень приносит плод: корень – оправдание, а ветви – спасение? Поэтому он и говорит: веруем, потому и говорим. Как палка, крепко поддерживая дрожащие и от старости ослабевшие члены, не допускает поскользнуться и упасть, так точно и вера, надежнее палки подкрепляя нашу душу, колеблемую и волнуемую немощью помыслов, и поддерживая силою собственной крепости, безопасно утверждает ее и никогда не допускает ей преткнуться, исправляя немощь помыслов избытком собственной силы, разгоняя происходящий от них мрак и озаряя собственным светом душу, сидящую в смутных помыслах, как бы в темном доме. Поэтому лишенные ее находятся в состоянии не лучшем того, в каком живущие во мраке, но подобно тому, как те и ударяются об стены, и толкаются с встречными, и низвергаются в овраги и пропасти, и глаза не приносят им никакой пользы, когда нет руководительного света, так и лишенные веры и толкают друг друга, ударяются об стены, и, наконец, низвергаются, увлекая сами себя в бездну погибели.
Но о какой вере говорит здесь Павел? Название веры имеет двоякое значение. Верою называется та, которою некогда апостолы совершали знамения, и о которой Христос сказал: ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет (Мф. 17:20). Также, когда ученики не могли избавить лунатика от беса и хотели узнать причину этого, то Он указывает им ее в недостатке веры, сказав: по неверию вашему (Мф. 17:20). И Павел об этой же вере говорит: и имею всю веру, так что могу и горы переставлять (1 Кор. 13:2). Равным образом, когда Петр, идя пешим по морю, начал утопать, то Христос укорил его за недостаток этой же веры, сказав: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14:31)? Итак, верою называется та, которая совершает знамения и чудеса. Верою же называется и та, которая руководит к познанию Бога, по которой каждый из нас есть верный. О ней говорит апостол в послании к римлянам: благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире (Рим. 1:8); также к фессалоникийцам: от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога (1 Фес. 1:8).
На какую веру он указывает здесь? Очевидно на веру познавательную, как показывают дальнейшие слова: веруем, говорит он, потому и говорим. Чему веруем? Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас силою своею. Но почему он называет ее духом веры и включает в число дарований? Если вера есть дарование и только дар Духа, а не наша заслуга, то и неверующие не будут наказаны, и верующие не удостоятся похвалы, потому что таково свойство дарований: за них не получают венцов и наград, так как дарование не есть заслуга получивших его, а дар щедрости подателя. Поэтому Господь повелел и ученикам не радоваться тому, что они изгоняли бесов, и лишил царства небесного тех, которые пророчествовали и многие чудеса творили Его именем (Мф. 7:22), так как собственными заслугами они не могли похвалиться, а хотели спастись одними только дарованиями.
Итак, для чего же апостол называет ее духом веры? Он хочет показать, что вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения; а после того, как вера уже внедрена, мы имеем нужду в помощи Святого Духа для того, чтобы она пребывала постоянно непоколебимою и неизменною. Ни Бог, ни благодать Духа не предваряет нашего расположения, но, хотя призывает, однако ожидает, чтобы мы пришли добровольно и по собственному желанию; а потом, когда мы уже пришли, тогда подает от Себя всякую помощь. Так как диавол, после того как мы приступили к вере, тотчас приходит, желал вырвать этот добрый корень и спеша посеять плевелы и повредить истинные и чистые семена, то мы имеем тогда нужду в помощи Духа, дабы Он, приседя нашей душе, подобно трудолюбивому земледельцу, своим великим попечением и промышлением со всех сторон ограждал новонасажденное растение веры. Поэтому апостол в послании к фессалоникийцам говорит: Духа не угашайте (1 Фес. 5:19), внушая, что по пришествии благодати Духа мы будем недоступными для лукавого беса и всех ухищрений его, потому что, если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12:3), тем более никто не может соблюсти веру свою безопасною и твердою, как только Духом Святым.
Беседа на слова апостола: но имея тот же дух веры, как написано.
Итак, для чего апостол сказал: «тот же»? Он желает показать великое сродство нового завета с ветхим; поэтому напомнил нам и о пророческом изречении, сказав: «имея тот же дух веры», и прибавив: «как написано: я веровал и потому говорил». Раньше и за много лет Давид сказал то самое (Пс. 115:1), что привел теперь Павел, объявляя, что та же самая благодать Духа и в нем тогда, и в нас теперь укоренила силу веры; и как бы так сказал: тот же самый Дух веры, который говорил в нем, действует и в нас.
Беседа на слова апостола: имея тот же дух веры; и против манихеев.
Итак, для чего апостол сказал: «имея тот же дух веры»? Он хочет показать и то, что как в ветхом, так и в новом завете вера есть матерь благ. Впрочем, необходимо начать речь несколько отдаленнее, тогда эта причина будет для нас гораздо яснее. В чем же состоит эта причина? В то время, когда апостол говорил такие слова, великая война окружала верных, война тяжкая и непрерывная. Повсюду восставали против них целые города и народы, враждовали все властители, вооружались цари, поднималось оружие, изощрялись мечи, выступали войска, вымышлялись всякого рода казни и мучения. Разграбление и отнятие имуществ, ссылки, ежедневные смертные казни, пытки и темницы, огонь, железо, звери, виселица, колесо, пропасти, утесы, и все, что только можно придумать, употреблялось для истребления верных. Но война не остановилась на этом, потому что не только она была воздвигаема врагами, но и сама природа разделилась с собою: отцы восставали на детей, дочери ненавидели носивших их во чреве, друзья отвращались от друзей; война мало-помалу проникла в круги родных и в семейства; и было тогда великое смятение во вселенной. Как корабль в то время, когда поднимутся волны, соберутся тучи, разразятся громы, со всех сторон окружит судно мрак, взбушует море, поднимутся чудовища, нападут морские разбойники, и сами плывущие на корабле восстанут друг против друга, – не может избежать опасности, если высшая, сильная и великая десница не отразит смятения и, прекратив бурю, доставит тишину плывущим: так точно было и тогда, в начале проповеди. Не только отвне поднималась буря, но и внутри часто восставали друг против друга. Кто говорит это? Сам Павел, который пишет: «отвне – нападения, внутри – страхи» (2 Кор. 7:5). А что это было действительно так, что и учителей, и учеников окружали бесчисленные бедствия и война простиралась на всех, на это я привожу опять свидетельство Павла.
Поэтому Павел, представляя это вместе с великостью постигавших их бедствий, т.е. что им Бог, обещал награду за труды по отшествии отсюда, а предков их вознаграждал здесь, и, замечая, что от таких мыслей происходит в них многая беззаботность, хотел подкрепить их и научить, что и при отцах их дела устроялись таким же образом и многие получили награду только верою, и для этого напомнил им пророческое изречение, сказав: «имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил». Он как бы так говорит: и великий Давид, этот дивный и благородный пророк, получал воздаяния верою, а не на опыте; иначе он не сказал бы: «веровал и потому говорил», потому что вера есть осуществление предметов ожидаемых, но не видимых (Евр. 11:1), а кто видит что-нибудь, тот, конечно, уже не ожидает. Следовательно, если он веровал, то веровал ожидаемому; если же он веровал ожидаемому, а ожидаемое еще не видно, то он еще не получал того, чему веровал. Поэтому апостол и говорит: «имея тот же дух веры», т.е. ту же веру, которая была в ветхом завете, имеем и мы. Поэтому и в другом месте он говорит, беседуя о тогдашних святых: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11:37-38); и далее, научая, что они бедствия терпели, а наград еще и теперь не получили, он прибавляет: все они умерли с верою, «сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные» (Евр. 11:13). Как же они видели их, скажи мне, когда они еще не осуществились? Очами веры, проникающими небо и созерцающими все, там находящееся.
Беседа на слова апостола: имея тот же дух веры; и почему все вообще пользуются благами.
См. Толкование на Пс. 115:1
Беседы на псалмы. На псалом 115.
Имуще же тойже дух веры, по писаному: веровах, темже возглаголах, и мы веруем, темже и глаголем
Сказал: в нас смерть действует. Теперь продолжает как бы: но это не мешает нам и не отнимает у нас ревности продолжать дело проповеди Евангелия. Есть вера, воодушевляющая нас. И мы в сем случае оказываемся в таком же положении, в каком был пророк Давид, когда говорил: веровах, темже и глаголах (Пс. 115:1). Подобный же дух веры исполняет и нас; имея его, мы веруем и, веруя, глаголем. Глаголем, то есть продолжаем благовестие Евангелия во спасение и живот всех, хотя отвсюду окружены только смертями. В чем именно дух веры, из примера святого Давида нельзя выводить. Апостол берет только одно обстоятельство, что святой Давид от напряжения веры не мог удерживать языка, и говорил. Подобным же образом (говорит) и нашим языком движет неудержимая сила веры. Какой же смысл у Апостола имела вера? – Судя по предшествующей речи, это будет непоколебимая уверенность, что мы исправляем дело Божие во славу Божию и вечное благо всех людей. Последующие же слова: ведяще,– что Бог и нас воздвигнет, и проч.,– представляют то, чем восполняется и оживляется сия вера; ибо без сего она не имела бы будто окончательного пункта, или была бы без конца. Но как это такой пункт, который можно назвать средоточием веры, то очень вероятно, что Апостол, говоря о вере, разумел именно этот предмет веры. Святой Златоуст говорит: «Доказав, что бедствие не есть признак бессилия и оставления от Бога тех, кои терпят бедствия, Апостол переходит к вере и к ней все направляет. И для утверждения сей веры опять указывает на воскресение Христово, говоря: и мы веруем, темже и глаголем. Чему же веруем? – Яко воздвигий Иисуса и нас воздвигнет». То же и Феофилакт: «Веруем, потому и глаголем, что как Иисус воскрес, так и мы здесь будем избавляемы от всех опасностей смертных, а там совоскрешены со Иисусом».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 13-14 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами
Имея, таким образом, тот же дух веры, все мы должны держаться одинаковых мыслей, как написано (есть): уверовал я, говорит, посему и заговорил (Пс. 115:1), - и мы веруем, посему и говорим, и во что мы уверовали, то самое и проповедуем, - зная, что Воскресивший Иисуса, воскресит и нас, и утвердит и укрепит нас с вами: или утвердит нас и вас, или утвердит Евангелие наше в сердцах ваших.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим
Кроме того, Посредник наш, уже открывшийся нам, пожелал, чтобы явным стало и таинство нашего возрождения. Для праведников древности что-то оставалось скрытым, хотя и им предстояло обрести спасение той же верой, которой надлежало открыться в свое время. Ведь мы не рискнем предпочесть праведников наших времен тем друзьям Бога, через которых для нас совершены пророчества, ибо Бог являл Себя как Бог Авраама, как Бог Исаака, как Бог Иакова, чтобы таковым оставалось имя Его вечно. Если правильно мы верим, что для святых древности обрезание служило крещением, то что же сказать об угодивших Богу, прежде чем это было заповедано, как не то, что они угодили Ему верой, поскольку, как сказано в послании к Евреям: без веры угодить Богу невозможно? (Евр. 11:6). Апостол говорит: имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим. Он не стал бы говорить тот же, если бы этот самый дух веры не был бы и их духом. Точно так же, как они, когда это таинство было сокрытым, верили в грядущее воплощение Христа, мы верим в то, что оно состоялось.
Послания 187.
И те праведники спасены спасительной верой в Него, Человека и Бога: прежде чем Он пришел во плоти, они верили, что Он придет во плоти. Наша вера та же, что их вера, поскольку они верили, что это произойдет, а мы верим, что это произошло. Потому апостол Павел говорит: имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим. Если же один и тот же дух веры имеют и те, кто предсказывал приход Христа во плоти, и те, кто возвестил о Его приходе, то эти таинства различаются только своей отнесенностью ко времени, но они в совершенном согласии свидетельствуют о единой вере.
Послания 190.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим
Выше упомянул об искушениях, и о смерти, потом сказал, что и от них избавил нас Иисус, и привел основание, что для того именно избавил, чтобы уверить в Своем воскресении. Теперь утверждает, что это должно основываться на вере, а не на одних умствованиях, и говорит: как Давид, находившийся в искушениях и освобожденный от них только Богом, сказал: я веровал и потому говорил, так и мы, имея тот же дух веры, который он имел, веруем и потому говорим, что, как Иисус воскрес, так и мы победим опасности и опять будем воскрешены. Заметь, что в Ветхом и Новом Завете один и Тот же Дух; заметь это для тех, которые хулят закон.
Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим
Апостол Павел говорит, что в нем тот же самый дух веры, какой имел благословенный Давид, какой получил святой Моисей… Как же они имели один и тот же дух веры, если по-разному верили в праведность Бога? Ведь различие в вере велико, когда Павел говорит: Неужели неправда у Бога? Никак (Рим. 9:14), а Моисей и Давид говорят: Бог верен, и нет неправды в Нем (Втор. 32:4). Если же, как Павел говорит, у него тот же дух веры, который имели и пророки, то апостола следует назвать (Боже, избавь!) лжецом, - его, свидетельствующего, что в нем говорит Христос. «Вы ожидаете доказательство того, что Христос говорит во мне?» Но поскольку Христос истинно говорил в Павле, то он не лжец. И когда говорит, что имеет тот же дух веры, он тоже не лжет. Вера каждого из них совпадает в том, что нет неправды ни у Бога, ни в Боге.
К Мониму.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим
Сказав перед сим, что смерть действует в нас, а жизнь в вас, св. Павел раскрывает свою уверенность в том, что и для Апостолов, возвещающих благовестие Христово среди скорбей и страданий, сии скорби и страдания, повседневно подвергающие их опасности смерти, не вредны, а благодетельны; что они путем сих скорбей и бедствий достигнут лучшей, блаженной жизни и по телу (Рим. 8:11; Флп. 3:10, 11, 20, 21; 2 Тим. 2:11).
Но имея тот же дух веры, как написано: я веровал, и потому говорил (Пс. 115:1). Апостол, намереваясь раскрыть свою уверенность в том, что хочет сказать, указывает на основание своей уверенности. Это – несомненная надежда, что Бог не оставит своих служителей, но воскресит их и даст им вечную жизнь. Павел говорит: имея тот же дух веры, т.е. имея ту же силу веры, какая действовала в пророке Давиде. Царь и пророк Давид, среди тяжких скорбей и опасностей смерти, непоколебимо уповал на покровительство Божие и не был оставлен Богом, как написано об этом в Псалме: я веровал, потому и говорил, как бы так сказал: я веровал, что Бог не оставит меня среди моих бедствий, но избавит меня; потому что среди всех опасностей и бедствий я прославлял благость Божью и всем говорил о моем уповании на Бога. И затем Апостол продолжает: и мы веруем, потому и говорим. И мы питаем несомненную надежду на Бога, уповая, что Он не оставит нас; потому, несмотря ни на какие бедствия и опасности, которым повседневно подвергаемся за Евангельскую проповедь, мы смело говорим истину, мы непрестанно проповедуем о спасении чрез веру в Иисуса Христа, за нас пострадавшего и умершего на кресте.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим
Ап. имеет тот же, что и Коринфяне, дух веры, т. е. Духа Святаго, Который подается всякому верующему при принятии крещения (ср. Гал. 3:1 и сл. ), когда человек исповедует, высказывает свою веру во Христа. Вера же есть, несомненно, и у Апостола (это Ап. говорит в ироническом тоне, для постыждения слишком гордившихся своим христианским состоянием Коринфян). Выражаясь словами псалма (Пс. 115) (по переводу 70-ти), Ап. указывает на свою проповедь, которая являлась результатом его твердой веры. Он верил во Христа - потому и не мог молчать, а постоянно говорил о Нем.
Ст. 13-18 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо'льшую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно
Такое противоречие между внутренним величием своим и внешним унижением, однако, не смущает Апостола. Он надеется на то прославление, какое ожидает его в будущем вместе со Христом, и потому спокойно относится к своим страданиям.
Толковая Библия.