Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
«Не только были мы у вас, но и благовествовали, проповедовали, убеждали, исправляли». Вероятно, порицавшие Павла просто только приходили к ученикам апостольским, и вследствие этого одного прихода весь успех дела приписывали себе. «Но мы, – говорит (апостол), – не так поступили: никто не может сказать нам, что мы не могли придти к вам, и что только на словах распространяем похвалу свою и до вас, потому что мы и вам проповедовали слово (веры)».
Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.
Не яко бо не досяжуще до вас паче простираем себе; даже бо и до вас достигохом благовестием Христовым
Простираем себе, сами в себе себя расширяем в мечтательном самовосхвалении, ширимся в похвалах себе. Судя по сему, мысль текста будет такая: «Никто не может сказать, что мы, не достигши до вас, ширимся, говоря, что достигли до вас, трубя про себя в пустом велеречии. Ибо мы в самом деле до вас достигли, и достигли благовестием Христовым, то есть не просто дошли до вас, но возвестили вам и Евангелие» (Экумений). «Не только были мы у вас, но благовествовали, проповедовали, убеждали, исправляли. Ибо вероятно, что порицавшие Павла приходили только к ученикам апостольским, и вследствие своего прихода весь успех дела приписывали себе. Но мы, говорит Апостол, не так поступали: никто не может сказать нам, что мы не могли прийти к вам и что только на словах распространяем похвалу свою и до вас, ибо мы и вам проповедали слово (веры)» (святой Златоуст).
Но слова: паче простираем себе υπερεκτεινομεν εαυτους, может быть, лучше перевесть: простираемся далее и далее, паче и паче, разумея расширение круга деятельности апостольской. Апостол хочет сказать: мы ведь идем постепенно, от места к месту простираясь. Теперь пока дошли только до вас, и дальше не простираемся. Надо вас прежде утвердить в вере как следует; когда же утвердитесь, пойдем и далее, как говорится в следующем стихе. Не дошедши до вас, простираться далее было бы непохвальное дело. Кто похвалит земледельца, который оставляет позади себя невозделанные полосы? Мы и не делаем так; но идем шаг за шагом. Дошли до вас с благовестием – и слава Богу! Это сделано нами; это пока и говорим.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
Ибо не (так,) как бы не проповедали мы еще вам, распростираем (напрягаем) себя к прославлению у вас: ибо и до вас достигли мы благовествованием Христовым.
Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
Вероятно, ложные апостолы и отправившиеся куда-либо без всякой проповеди хвалятся одним простым пришествием и все приписывают себе самим. Итак, апостол говорит: мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, ибо мы достигли не просто, но благовествованием Христовым, то есть не только пришли, как те, но и с проповедью Евангелия.
Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
То есть не так, как если бы мы не пришли к вам: мы не напрягаем себя проповедованием, но твердо по направлению Божию к вам идем. Напрягать себя означает также простираться далее, чем обычно, но не за пределы; ибо Бог дал меру, которую хранили евангелисты Его и которую сохраняет и сам апостол Павел. Для того показывает им это Павел, чтобы знали, что он послан к коринфянам Богом; и оттого они должны повиноваться увещеваниям его, чтобы презирающие его не вступили в противоборство с самим Богом, Который направил к ним апостола.
На Послания к Коринфянам.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
Мы не напрягаем себя. Очевидно, противники Павла говорили о нем Коринфянам, что он «слишком много себе присваивает» (напрягается), что не он «достиг» Коринфа, т. е. не ему Коринфяне обязаны своим христианским просвещением. В самом деле, некоторым Коринфянам могло казаться, что для них большее значение в деле оглашения евангельским учением имел, быть может, Аполлос или кто либо другой, помимо Павла (ср. 1 Кор. 1:12).
Толковая Библия.
См. также Толкование на 2 Кор. 10:12