ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
Бог побуждает нас взывать: Авва Отче! (Рим 8:15); то же самое внушает нам и любовь к Нему и ближним, чтобы мы любили друг друга. Любовь происходит от силы и безбоязненности.
Гомилии на 2-е послание к Тимофею .
Разделение Послания
Послание имеет две части: первая, большая и главнейшая, наставительная для святого Тимофея (см.: 1, 7 — 4, 8); вторая, меньшая, в роде послесловия и приписки, лично святого Павла касающаяся,— обстоятельственная (см.: 4, 9 — 22). Можно, однако ж, полагать, что для Апостола, оставленного почти всеми, главная нужда была позвать к себе святого Тимофея,—для чего потребовалось объяснить и свое положение. Но как он не знал определенно, останется ли в живых до прибытия святого Тимофея, то и пишет ему наставления о пастырствовании в дополнение к данным в Первом Послании. Наставления сии он мог бы передать святому Тимофею и лично по прибытии его. Но как не мог наверное полагать, что дождется его в живых будучи, то рассудил поместить их в Послании. Таким образом, для святого Тимофея и для нас главнейшею частию стоит первая — наставительная. Ею мы и ограничим разделение Послания, назвав последнюю, обстоятельственную, — послесловием.
Здесь, в сей главной части, можно видеть два отделения: А) в первом говорится о самой пастырской деятельности. Это собственно наставительное отделение (см.: 1, 7 — 3, 9).—А: Б) во втором святой Тимофей воодушевляется к достодолжному прохождению ее по всем частям (см.: 3, 10 — 4, 8). Это воодушевителъное отделение. Оба отделения, в частях своих, соответствуют одна другой.
НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)
Подразделение наставлений для первого отделения указывает сам святой Павел в 7-м стихе, определяя свойства дара Божия, получаемого чрез рукоположение.
Не бо даде нам. Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия
Нам — кому? И вообще христианам, и тем паче Апостолам и преемникам их. Поелику о даемом от Бога духе говорится вслед за упоминанием о даре Божием чрез рукоположение; то прямее будет разуметь здесь под: нам — святого Павла со святым Тимофеем, — как бы так: нам с тобою. Но как и общий дух христианский таков же, то различать сие в Толковании не настоит надобности.
Не даде духа страха, δειλιασ,— робости, несмелости. «Не для того мы получили дух, чтоб робеть, но чтоб дерзновенствовать. Многим Бог дает и дух страха, например, на войне, как читается в Писании. И нападе, говорит, на ня дух страха (ср.: Исх. 15, 16), то есть Бог вложил в них страх. Напротив, тебе он даровал дух силы» (святой Златоуст).
Но силы. «Бог дал нам благодать Святаго Духа не для того, чтобы боялись опасностей за благочестие (за веру Христову), но чтобы небоязненно исповедали ее и возвещали, исполняясь Божественной силы (в чувстве благодатной силы от Бога)» (блаженный Феодорит). Спаситель говорил и Апостолам, посылая их на проповедь: пред цари и владыки ведени будете имене Моего ради во свидетельство им — и гнать будут вас, как и Мене: не убойтеся их (ср.: Мф. 10, 18, 23, 26). И святого Павла воодушевлял: не бойся, но глаголи и да не умолкнеши (Деян. 18, 9). И он в чувстве силы от Бога исповедал: вся могу о укрепляющем мя (Флп. 4, 13). В чувстве силы и всякий христианин, по принятии благодати, исходит на дело свое — дело жизни о Христе Иисусе; и на робостный вопрос: кто мя избавит от тела смерти сея,— в себе самом слышит ответ: закон духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти (ср.: Рим. 7, 24; 8, 2).
И любве. Излияние любви в сердцах неразлучно с дарованием благодати Святаго Духа, как свидетельствует тот же Апостол в другом месте: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам (Рим. 5, 5): любы Божия,— первое, любовь к Богу; ибо Дух благодати, возродив, вселяет чувство сыновства, по коему возрожденный исповедует, что Бог Отец ему есть, и с сыновнею любовию возносится к нему, взывая: Авва Отче! (ср.: Рим. 8, 15),— с любовию, столь сильною и глубокою, что ничто уже, ни на небе, ни на земле, разлучить его не может от сей любве Божия (Рим. 8, 39). Любы Божия,— второе, — любовь Божественная, полная и всеобъемлющая,— к братиям. Дух Божий, возродив, вселяет чувство братства со всеми возрожденными, по коему они исповедуют сердцем, что все суть сыны и дщери одного Бога, — одну духовную Божию составляют семью; почему и имеют друг друга как единоутробных, не языком, а чувством сердца, готовы бывая на всякие жертвы во благо им. Это чувство у Апостолов и их преемников получает особую широту, и они искренно сознают себя должными не иудеям только, но варваром и Еллином, мудрым и неразумным (ср.: Рим. 1, 14), всегда готовы бывая всем быть вся, да всяко некия спасут (ср.: 1 Кор. 9, 22). Так разумеют все наши толковники. Сокращенно всех совмещает блаженный Феофилакт: «любви, и той, что к Нему (Богу), и той, что к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: Авва Отче! И то, чтоб неколеблемыми пребывать в любви к ближним, дар есть, от Божеской силы бывающий; как, напротив, то, чтобы соблазняться ими (возмущаться недобрыми их к нам отношениями) бывает от робкой боязливости и малодушия». Последнее не только свидетельствует об отсутствии любви, но и погашает ее, как объясняет святой Златоуст: «любовь происходит от силы и безбоязненности; ибо, обыкновенно, ничто столько не разрушает любви, как боязливые опасения и подозрение предательства».
И целомудрия. «Целомудрием он называет или здравие ума и души, или то, чтобы мы жили целомудренно, и старается вразумить нас и отклонить от невоздержания» (святой Златоуст),— чтоб не только сами мы были целомудренны и разумны, но и «других уцеломудривали и научали разуму» (блаженный Феофилакт). Обыкновенно под целомудрием разумеется чистота от всякой плотской скверны. Дух благодати, пришедши и воспринят быв сердцем, отрешает его от пристрастия ко всему чувственному и вкус к тому отбивает. Если же это водворяется в сердце, то какое место найдет при нем плотское вожделение? Духа приявшие и бывают чисты сердцем. Но тот же Дух есть и Дух разума, который, пришедши, научает всему и по ведению, и по жизни (см.: Ин. 14, 26). Посему можно принять, что в настоящем месте разумеется это последнее. У Апостола стоит: σωφρονισμου — уцеломудрения, подание здравомыслия и навсегда, и особенно в нужном случае, что сказать и как поступить, как и Господь обетовал: дастбося вам в той час, что возглаголете (Мф. 10, 19); в один час дастся, что возглаголете, а в другой, как поступить долженствуете. Таким образом, здесь можно разуметь деятельное, даруемое пастырям, благоразумие.
Вот что дает дар рукоположения рукоположенному: дух силы, любви и премудрости, или делает «сильным, любительным, здравоумным» (Амвросиаст). Соответственно сим частям дара рукоположения святой Павел дает и наставления рукоположенному святому Тимофею. Яко получившему дух силы, заповедует: а) небоязненно и не стыдясь проповедуй о Господе Спасителе, строго держась преданного мною тебе (см.: 1, 8—18); яко получившему дар любви, заповедует: б) как воин, как борец и как оратай — трудись над братиями, да и тии спасение улучат (см.: 2, 1 — 13); яко получившему дух премудрости и здравоумия, заповедует: в) не ввязываться в словопрения с противниками истины, а кротко вразумлять их, не оставляя без внимания и не добре живущих (см.: 2, 14 — 3, 9).
Толкование на второе послание к Тимофею.
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
Ибо не дал тебе Бог, посредством руки моей, духа боязни, но силы, чтобы ты противостоял нападениям преследователей, - и любви и целомудрия, чтобы чрез это назидал ты и утешал верных.
Второе послание к Тимофею.
Ст. 7-9 Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия. Не постыдися убо страстию Господа нашего Иucyca Христа, ни мною юзником его: но спостражди благовествованию (Христову) по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по своему благоволению и благодaти, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных
Но каким образом я буду возгревать дар Божий? мог спросить Тимофей. Апостол Павел отвечает: если будешь мужественно переносить все испытания. -Не бо даде нам Бог духа страха. Бывает и дух, или дарование, страха, – как, напр., сказано в книгах Царств: «и напал на них дух страха», – конечно, когда страх служит к пользе; но нам, говорит Апостол, сообщено дарование силы против всяких испытаний, любви к братьям и целомудрия для правой жизни. При всем этом и с нашей стороны должно быть ycepдие. -Не постыдися убо страстию (τὸ μαρτύριον) Господа нашего. Многие треокаянные люди, рассуждая о тайне домостроительства Божия по человеческим понятиям, считают стыдом проповедывать о распятом Сыне Божием, не зная того, что сделано крестною смертию Господа. Но ты, говорит апостол Павел Тимофею, не стыдись – τὸ μαρτύριον – свидетельства, т.е. креста Христова, но с дерзновением проповедуй о Нем. -Ни мною юзником его. Не стыдись и того, что учителем своим имеешь узника. Если Иисус Христос не постыдился креста, то и я не стыжусь уз. -Но спостражди. И не только не стыдись, но страдай вместе со мною, т.е., если и тебе нужно будет претерпеть то же за Евангелие, то не бойся. На это Апостол намекнул и выше, когда говорил: Бог нам дал духа не боязни, но силы. -По силе Бога. Затем Апостол и ободряет ученика. Не своею, говорит, силою ты будешь переносить эти страдания. Бог дал уже тебе такую силу и еще даст, а твое дело только показать готовность… -Спасшаго нас. Апостол высказывает доказательства того, что Сам Бог будет содействовать и подаст силу мужественно переносить испытания и страдания. Он спас нас от греховной смерти и призвал званием святым, когда мы отвращались от Него, и сделал это не потому, чтобы мы были достойны этого звания, но по своему изволению и благодати. Если же, говорит Апостол, Бог явил такое благорасположение к нам, когда мы были Его врагами, то, когда мы стали друзьями Его и готовы страдать за Него, Он тем более подаст нам силу преодолеть эти страдания. И благодaти, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных. Апостол показывает, что свыше предвечно предначертано было даровать нам спасение благодатью чрез Христа Ииcyca.
Пастырские Послания апостола Павла.
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
Есть две степени страха, и одна из них - начинающих, то есть тех, которые находятся еще под игом рабского страха, о котором говорится у пророка: раб господина своего убоится (Мал 1:6). Также в Евангелии: я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его (Ин 15:15), и потому говорит: раб не пребывает в доме вечно (Ин 8:35). Спаситель побуждает нас переходить из состояния мучительного страха в состояние полной свободы любви и дерзновения друзей и чад Божиих. Также и блаженный апостол, перешедший силою Господней любви низшую степень рабского страха, свидетельствует об обогащении себя от Господа большими дарованиями.
Собеседования 11.13.
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
Не на страх мы призваны в веру Христову. Нет, нам дана сила, которая не знает страха, то есть сила веры, которая на все земное смотрит как на пар, скоро исчезающий, и видит только невидимое и вечное – любовь, все препобеждающую, и целомудрие души, не растленной обычаями и пороками мира.
Дневник. Том II. 1857-1858.
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
Как никто не обладает надлежащими мудростью, разумением, советом и крепостью, не является сознательно благочестивым или благочестиво сознательным, как никто не испытывает трепетного страха перед Богом - если не воспримет дух премудрости и разума… совета и крепости… ведения и благочестия… и страха Божьего (Ис 11:2-3); как никто не имеет истинной силы, искренней любви, богобоязненного целомудрия, кроме как через дух силы и любви и целомудрия, - так и без духа веры никто не будет верующим надлежащим образом.
Послания 194.
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
Ибо дал нам Бог благодать Всесвятого Духа не для того, чтобы боялись мы опасностей, грозящих нам за благочестие, но чтобы, исполняясь Божественной силы, горячо возлюбили Его и уцеломудривали в себе бесчиние вселившихся в нас страстей.
Толкования на послания святого Павла (2 Тим 1:7).
Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы
То есть не для того мы получили духа, чтобы робеть, но чтобы быть сильным в искушениях и иметь дерзновение. Многим Бог дает и духа страха, как написано в книге Исход: да нападет на них страх (Исх. 15:16), то есть Бог вложил в них страх.
И любви
Любви и к Богу, и к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: Авва, Отче (Рим. 8:15). И то, чтобы непоколебимыми пребывать в любви к ближним, есть дар, происходящий от Божественной силы; соблазны же, напротив, происходят от трусости и малодушия. Однако и нам должно прежде всего показать то, что зависит от нас самих.
И целомудрия
Или: чтобы мы были разумны, с здравым умом, в здравом состоянии; или: чтобы, духом своим здравомыслили, и если постигнет нас какое-либо испытание, мы приняли бы его к руководству; или: чтобы и других уцеломудривали и научали разуму.
Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия
См. Толкование на 2 Тим. 1:6