ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Вспомни, насколько важным считается у воинов находиться под начальством земных царей. Если же царскому воину свойственно переносить страдания, то не переносить страданий недостойно воина.
Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Ты - воин духовный, а такой воин спит не на ложе из слоновой кости, но на земле, и не намащивается маслом; потому что такая забота свойственна людям сладострастным и испорченным, живущим на сцене и в беспечности. А тебе должно благоухать не мастями, но добродетелью.
О Лазаре.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Где Царь Христос? Конечно, на небе. Туда и тебе, воин, следует направлять шествие. Забудь всякий земной покой. Ни один воин не строит дома, не приобретает себе во владение полей, не вмешивается в различные купли для приумножения имущества. …Пропитание воин имеет от царя; ему не нужно самому добывать пропитание, даже и заботиться об этом.
Предначертание подвижничества.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Ведь тому, кто был причислен к Божьему воинству, надлежит быть свободным от прочего, чтобы он не отвлекался никакими узами необходимости от Господнего стана, к которому приписано его имя.
Послания.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Это же божественное суждение, которое высказывается о воинах, может быть обращено также к священнослужителям, даже если кажется, что они не служат миру. Однако мы служим Богу и Господу, так как говорит апостол: никто, служа Богу, не связывает себя делами житейскими. Очевидно, что мы, говорю я, не служим солдатами в свободно спадающих и просторных туниках, но имеем пояс нашей военной службы, который пристегивает нас к внутренней чистоте.
Проповеди.
Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3—13)
Любя благовестие, люби и труды благовестичества; α) смотри на воина (стихи 3 — 4),— смотри на состязателя ристалищного (стих 5),— смотри на земледельца (стих 6),— как они, любя дело свое, не щадят труда для него и преуспевают,—и тем воодушевляйся (стих 7). Другим источником воодушевления да будет тебе: β) помышление о воскресении Господа (стих 8),— мой пример (стихи 9—10) — и христианское упование (стихи 11 — 13).
Чем воодушевляясь (2, 3—7)
Ты же злопостражди, яко добр воин Иисус Христов
Злопостражди— κακοπαθησον. Злострадание, κακοπαθεια, — есть несение болезненных трудов, соединенных с начатым делом, с претерпением и всех встречаемых при том неприятностей. Это видно и из предложенных при сем примеров воина, ристалищного борца и земледелателя. Итак, злопостражди — здесь значит: неси труды благовестия и терпи сопряженные с тем неприятности, яко добр воин Христов. Сколько приходится терпеть воину и в мирное время! А что он терпит во время войны, того не участвующие в войне и вообразить не могут. Что воодушевляет его? Желание явить себя воином, как следует,— чтоб никто не имел из-за него основательного повода думать плохо о воинстве. Любит воинство и старается не унизить его собою, а прославить и явить в светлости его достоинства. Апостол и говорит святому Тимофею: смотри на воина, и как он о воинствовании достойном заботится, так ты ревнуй о достодолжном благовествовании,—ревнуй, не отступая пред сопряженными с тем трудами и неприятностями. И это делай тем с большим напряжением усилий, чем выше Царь, Коему воинствуешь. Воин земному царю угодить старается; ты же — Христов воин. Воинствуй же в благовестии настолько неутомимее всех воинов, насколько Господь Спаситель выше всех царей земных. «Прими во внимание, чей ты воин, и мужественно переноси воинские труды» (блаженный Феодорит). «О, какая честь быть воином Христовым! Вспомни, сколь важным считается находиться под начальством, командованием земных царей (насколько же важнее и выше есть быть под главенством Христа Господа? Но настолько же паче будь готов на всякие труды и неприятности в деле благовестия о Нем). Если с царским воином неразлучно злострадание (труд и нужда), так что быть чужду злострадания очевидно есть как бы отчуждение от чина воинского: то и тебе не должно скорбеть, что терпишь труды и неприятности (по воинствованию в благовестии), ибо это неизбежно для воина (Христова); но следует скорбеть, если не терпишь их» (святой Златоуст).
Приравнение святого Тимофея, как архипастыря, к воину показывает, что ему, как всем пастырям, предлежит борьба с нечестием, невежеством и грехом. Не быть равнодушну к сим врагам человека, а как только где заметит то, тотчас вооружаться против того.
Толкование на второе послание к Тимофею.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я - жертва за тех, кто повинуется епископу, пресвитерам и дьяконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними. Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители, и домочадцы, и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами как щит, вера - как шлем, любовь - как копье, терпение - как полное вооружение.
Послания (К Поликарпу).
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа
Трудись и переноси страдания, во время гонений, как добрый воин Христа Иисуса.
Второе послание к Тимофею.
Ст. 3-6 Ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов. Никтоже войн бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет. Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити
О, какая честь быть воином Христовым!… Но воину свойственно переносить страдания. - Никтоже войн бывая… Апостол упомянул о воине, чтобы показать, что раб Христов должен быть смелым и отважным; аще же и постраждет (ἀθλῇ – вступить в состязание – как атлет)… Упомянул и об атлете, чтобы показать, что ему нужно постоянное упражнение. Если воин земного царя не связывается делами, которые могут отвлечь его от оружия, то не тем ли более не должен делать этого посвятивший себя Царю небесному и ставший уже Его воином. – Аще незаконно мучен будет (ἀθλήσῃ – будет состязаться). Не достаточно только помазаться, или выйти на место состязания, или сойтись с противником, но нужно быть терпеливым и победить: таков закон состязания. - Труждающемуся делателю (γεωργὸν – земледельцу), не ленивому, а трудящемуся. И учитель, трудящийся с учениками, получит воздаяние от Бога за ту пользу, которую он приносит им. – Прежде подобает от плода вкусити (Григорий Нисский). Учители прежде сами должны исполнять то, чему учат; это и значить: «первым должно вкусить от плодов», которые они прежде других возделывают в себе самих путем добродетелей. Пример воина и атлета относится и к ученикам, а пример земледельца к одним только учителям. Как земледелец, говорит Апостол, заботится о земле и плодах, так и ты заботься об учениках и проповеди. Обрати внимание и на воздаяние: учитель первый наслаждается тою пользою, которую он принес ученикам, как земледелец плодами.
Пастырские Послания апостола Павла.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа
Видишь ли, что терпеть страдания свойственно воину? Поэтому не терпеть страданий недостойно воина. Следовательно, не должно скорбеть, если кто страдает, будучи поставлен в ряды воинов. Какая честь быть воином Христовым, когда некоторые считают важным быть воинами земного царя!
Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Как могут быть клирики распорядителями и управителями чужих домов и имений, когда им предписано пренебрегать собственным имуществом?
Послания.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Доблестным Христовым воинам надлежит всячески подвизаться за истину и, насколько возможно, никоим образом не допускать входа ложного убеждения.
Комментарии на Евангелие от Иоанна.
Если ты понял то, каким образом или животное, или сосуд, или одеяние называются священными, соответственно пойми, что по этим же правилам и законам и человек называется святым. Ведь если кто себя самого принес в жертву Богу, или кто себя не опутал никакими мирскими обязанностями, чтобы угодить тому, кто его признал дельным, и удален от остальных людей, живущих плотски и земными обязанностями связанных, не ища того, что на земле, но того, что на небесах, - тот заслуженно называется святым.
Гомилии на Книгу Левит.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Никто не может служить двум господам (Мф 6:24). Следовательно, житейские занятия по необходимости служат стяжательству… А церковный служитель так предстает перед Богом, чтобы верно исполнять Ему служение, которое обещал, будучи занятым делами Божиими, чуждыми житейским занятиям.
На 2-е послание к Тимофею.
ст. 3-4 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику
Знаю я, что многие ссылаются на ненасытимую похоть плоти. Другие приводят в извинение надобность находить себе друзей, иметь кого-либо для управления домом и семейством, для содержания в порядке хозяйства, для наблюдения за служителями, для сбережения расходов. Выходит, по- твоему, что одни только дома женатых людей могут хорошо быть управляемы и что холостые люди должны непременно разоряться. Но разве евнухи, военные люди и путешественники не обходятся без жен и всегда теряют имущество свое? Но и сами мы разве не воины и не должны подвергаться дисциплине Величайшего из военачальников?
Увещание к чистоте.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа
В чем же Тимофей может показать свою силу (ст. 1)? Во-первых, в перенесении страданий со Христом, как воин, идущий за своим вождем (вместо kakopaqhson «переноси страдания» некоторые кодексы читают sukakopaq - страдай вместе).
Толковая Библия.