А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
См. Толкование на 2 Тим. 2:15
Скверных же тщегласий отметайся: наипаче бо преспеют в нечестие
Скверных,βεβήλους, – нечистых, оскверняющих, таких, которые не только сами нечисты и скверны, но делают нечистым и оскверненным и все к ним прикасающееся, как, например, в иудействе мертвечина оскверняет все прикасающееся к ней. Тщегласий, κενοφωνίας , – не пусторечий только, но пустых звуков, смысла не содержащих, по просторечию – пустозвонства. В отношении к вере истинной, Богом Самим засвидетельствованной, все несогласное с нею воистину есть пустозвонство. Заметим, что святой Златоуст читал не: κενοφωνιας; – пустогласий, a: καινοφωνιας; – новогласий, новых речений, новых выражений, конечно, по поводу новых и учений. Ему последует Экумений; и Вульгата читает: vocum novitates. – Отметайся, περιΐστασο, – оставляй о страну себя, устраняйся или около стой, окружай, ограждай и тесни, не давая ходу. Таким образом, в словах сих две подаются мысли: устраняйся от пустогласий, то есть от споров, в которых шуму, гласов и возглашений много, а толку нет; и – ограждай новогласия, то есть новые учения огради, чтоб они не распространялись, как ограждают местность, где внедрилась заразительная болезнь, и не огради только, но и тесни, чтоб подавить их. Святой Златоуст говорит: «этим (то есть испущением только новых гласов) дело не ограничивается; но когда привнесено что-либо новое, то оно постоянно порождает καινοτομιας – новые сечения (в учении и в последующих ему); без конца блуждает тот, кто вышел из тихой пристани (учения, содержимого Церковию) и нигде не остановится». Почему «гони все, что нововводится в проповедь из новых примышлений, как заразительное и сквернительное, – тесни то, чтоб не распространялось и престало», – прибавляет Экумений. Последняя мысль более сообразна с тем, что говорится тотчас вслед за сим.
Наипаче бо преспеют в нечестие, ἐπὶ πλεῖον γὰρ προκόψουσιν ἀσεβείας, – ибо они преуспеют – подвинутся, вдадутся – в большую меру нечестия, если, разумеется, не пресечешь их, не оградишь и не стеснишь. С одной стороны, новизна привлекает внимание и расширяет круг слышащих и внимающих; с другой – порождение одной новизны раздражает позыв и потребность в порождении новых новшеств, и новосечения – новые учения – естественно множатся, как множатся полипы от рассечения их. «Если введется что прелюбодейное – подложное (в область веры); то оно шагает все дальше и дальше от нелепости к нелепости и каждодневно принимает большее приращение» (Экумений). Если б так распространялась истина, чрез это распространялось бы благочестие; но как распространяется новизна, она и есть потому ложь, а ложь всегда есть от диавола, первого богоборца и первого учителя богоборству; то чрез распространение новшеств будет распространяться только нечестие. Новшества повреждают веру, привлекая же своею новизною внимание верующих, и их повреждают и ввергают в нечестие, поставляя их не в должное отношение к Богу, вместо благочестия, то есть должного отношения к Богу, в каком содержит их вера. Самое новшество есть нечестие; потому что свое измышление ставит выше Божеского определения в Его слове. Оно есть повторение дела прародителей, которые, приплетши, со слов отца лжи, новое толкование к заповеди, впали в крайнее нечестие и ввергли в него весь род человеческий. Будучи же таково по природе новшество в вере, оно и плод всегда и всюду производит по роду своему, – то есть ввергает в нечестие и распространяет его, по мере своего распространения.
Толкование на второе послание к Тимофею.
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
А непотребных и мерзкогласных слов всех сект, чуждых премудрости Писания, удаляйся; поелику таковые люди, благодаря нечестию своему, только еще более умножаются, то есть в виду их беззакония все беззаконники безумно устремляются в след их.
Второе послание к Тимофею.
Ст. 16-19 Скверных же тщегласий отметайся: наипаче бо преспеют в нечестие: и слово их яко гангрена жир обрящет: от нихже есть Именей и Филит: иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение уже бысть: и возмущают некоторых веру. Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать cию: позна Господь сущыя Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне
Скверных тщегласий (καινοφωνίας – новогласий). Если привносилось что-либо новое, по новейшему измышлению, в евангельскую проповедь, то оно вообще было скверно и нечисто. - Отметайся (περιΐστασο – значить или избегай, или теснее окружай, чтобы оно задержалось и прекратилось). - Наипаче бо преспеют в нечестие. Если введется какое-либо подложное учение, то оно, говорит Апостол, всегда идет к нелепости и ежедневно получает все большее и большее приращение. - Яко гангрена. Гангрена – это гнилая рана, то место, на котором она появилась и распространяющая гниль; некоторые называют ее раком, или рожею. - От нихже есть Именей, т.е. из числа тех, которые привносили скверный новые учения. - Иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение… (Феодорит). Воскресением эти злосчастные люди называли преемство чрез рождение детей и некоторых обольстили этим так, что они отступили от апостольского учения. - Яко воскресение уже бысть. Хорошо Апостол выше сказал: наипаче бо преспеют в нечестие. Смотри, сколько зла вытекает из того, что они говорят, что воскресение уже было? Мы лишаемся второго пришествия Христова, а что может быть горестнее этого? Нет ни воздаяния, ни наказания; лживым представляется и Христос, возвестивший нам об этом, и многое тому подобное; как, например, аще мертвии не востают, то ни Христос воста (1 Кор. 15:16), и не воссядет Он на престол, как Судия живых и мертвых (Деян. 10:42). – И возмущают некоторых веру, простейших и слабейших. Разрушается вера слабейших, а твердое основание Божие (т.е. верующие, вера которых не может быть разрушена) стоит, имея такую печать, такой признак: позна Господь сущыя своя. От века было ведомо Богу, что они всецело будут преданы Ему и не изменны. Признаком того, что Господь познал их, служит то, что они не развратились и не отступили от благочестия. И да отступит от неправды. Другой признак: да отступит от неправды (от заблуждения в догматах) всякий именующий имя Господне, как должно именовать. Не отвращающиеся от веры, говорит Апостол, твердо стоят как своего рода живые столпы, нося эти надписи на своих делах.
Пастырские Послания апостола Павла.
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
См. Толкование на 2 Тим. 2:15
А непотребного пустословия удаляйся
То есть убегай. Святой Иоанн Златоуст под пустословием – κενοφωνία везде дает разуметь новые сечения - καινοτομίας в учении и в последующих ему. Некоторые же вместо удаляйся – περιίστασο читают: περισσωσίστασο – больше обращай внимание на то, чтобы остановить и задержать их. Это не так.
ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться
Неудержимое, говорит, это зло и не допускает врачевства: оно заражает все, и люди неисправимы.
Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру
Хорошо сказал выше: еще более будут преуспевать в нечестии. Казалось бы, в том только и заключается зло, что говорят о воскресении. Однако, отсюда происходят большие последствия. Ибо если воскресение уже было, то уничтожен и суд, и воздаяние, и добрые насладились печалями и скорбями, а злые наказаны утопанием в удовольствиях. Какая же нужда держаться добродетели, если таковы воздаяния? Не сказал: всех людей, но: некоторых, то есть слабейших. Посему прибавляет и следующее.
Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
См. Толкование на 2 Тим. 2:15
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
См. Толкование на 2 Тим. 2:15
А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии
См. Толкование на 2 Тим. 2:15