Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа
Посему Он должен был во всем уподобиться братьям Своим, сынам Авраама, чтобы милостив был Он, как Моисей, который во образ Сына предавал себя за сынов народа своего Исх. 32:31-32), - и чтобы был Он верен и спас все народы от смерти, как Аарон, который, будучи таинственным прообразом Его, отвратил смерть от сынов рода своего посредством кадильницы, с которою он стал против смерти (Числ. 16:48). Первосвященником же назвал Его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в Нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы Он был Очистителем нас чрез крещение (погружение), а не окропление.
отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския
См. Толкование на Евр. 2:16
Посему Он должен был во всем уподобиться братиям
Раз, говорит, Он благоволил принять нашу природу, то совершенно последовательно было Ему во всем уподобиться нам, то есть родиться воспитаться, возрасти, претерпеть все, что следовало, наконец, умереть; это и значит - уподобиться во всем.
Чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом
Не для чего-нибудь другого, говорит, Он принял нашу плоть, как для того, чтобы чрез нее помиловать нас и восстановить глубоко падших. Каким образом? Сделавшись нашим первосвященником и нося ту плоть, которую Он воспринял от нас, вместо другой какой-либо жертвы, чтобы очистить нас от грехов и быть нашим посредником пред Богом; ибо мы были во вражде с Ним. Верным - вместо: истинным, который мог бы исполнить дело первосвященника; ибо это долг истинного первосвященника - освободить от грехов тех, коих он есть первосвященник; или что Он приятен Богу в Своем посредничестве пред Ним.
Для умилостивления за грехи народа
Показал, что значит: верным пред Богом, то есть чтобы очистить грехи народа. В этом великое доказательство Его любви, что Он сделал все, чтобы загладить грехи. Почему не сказал: грехи вселенной, но: народа? Потому, что Господь прежде всего имел попечение об иудеях, ради которых Он и пришел преимущественно, чтобы, когда они спасутся, чрез них спаслись и прочие, хотя и вышло наоборот. И ангел говорит к Иосифу: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Таким образом показывает здесь благородство иудеев и какого попечения они были удостоены от Господа.
Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа
Отнюдуже должен бе по всему подобитися братии
Так как Он вочеловечился, то во всем, что свойственно человеческой природе, должен быть подобен людям. И Он действительно уподобился им пребыванием во чреве, рождением, воспитанием, возрастанием, подчинением законам общественной жизни, свойственными человеку страданиями и наконец смертию.
Да милостив будет
Он вочеловечился по человеколюбию Своему, чтобы помиловать нас погибавших и подать нам руку помощи и спасения.
И верен первосвященник в тех, яже к Богу
И чтобы Он, вместе с тем, чему стал причастен ради нас, был и первосвященником, как в отношении к Богу, так и для посредничества и умилостивления: ибо обязанность истиннаго первосвященника умилостивлять Бога к народу и приносить жертву для отпущения грехов его, что Он и сделал истинно, принесши в жертву Себя Самого для отпущения наших грехов.
Во еже очистити грехи людския
Это прибавлено для пояснения того, что Он совершил в отношении к Богу: Он должен умилостивить Бога за грехи людские, то есть утишить, удержать, смягчить.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Ст. 17-18 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь
Чтобы спасти человека страдающего, Избавитель должен был не только воспринять человеческую природу, но и пострадать Сам в ней, так сказать, практически изучить страдания человечества, и притом так пострадать, чтобы этих страданий Его было достаточно раз навсегда для умилостивления Бога за грехи всего народа. Такие страдания, превосходящие всякое человеческое страдание, и понес Господь, движимый к тому и Своим милосердием, и требованиями правды Божией («милостив и верен первосвященник»).
Толковая Библия.