Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца
Ибо причастниками Христа стали мы с начала чрез призвание, - только да пребудем тверды до конца времени в этом истинном завете, особенно потому, что все заветы, кои пребыли, предвозвещали в таинствах и образах именно этот самый завет.
Ибо мы сделались причастниками Христу
То есть мы и Он стали одно и настолько сделались причастными Ему, насколько тело - главе. Здесь внушает им надежду, как бы так говоря: Тот, Который возлюбил нас настолько, что соделал даже нас Своим телом, не позволит нам отторгнуться от Него, если только мы не желаем. Вместе с этим намекает на то, что сказано в другом месте: если терпим, с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:12). Будучи ныне причастниками в том же, в чем и Христос, очевидно, в скорбях, постараемся и тогда быть причастниками в слове.
Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца
То есть веру; ибо чрез нее мы существуем и осуществляем божественное и духовное существование и возрождение. И здесь требует твердо стоять в вере до конца.
Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца
Причастницы бо быхом Христу
Как составляющие с Ним одно тело: ибо Он – глава, а мы члены, как в разных Посланиях об этом сказано.
Аще точию начаток состава даже до конца известен удержим
Т. е. если сохраним веру во Христа: ибо она делает то, что мы и начинаем быть членами Христа, и остаемся такими, составляя с Ним одно тело. Если же церковь верных есть одно тело, и все верные суть ея члены, а Христос – глава, то нам должно держаться за Него верою и не отрываться неверием.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца
«Начатую жизнь…» - греч. thn archn thV upostasewV, слав. : начаток состава, т.е. начало соединения с Ним, начатое соединение, начатую жизнь Его в нас и нашу в Нем.