Ст. 28-29 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет
Ибо если те, кои преступали немощный закон Моисеев, (бывший прообразом закона Христова), без всякаго милосердия, по показанию двух или трех свидетелей, подвергались смерти, и не давалось места покаянию: то сколь более, думаем, худших будет достоин наказаний тот, кто попирает не закон Моисеев, но Сына Божия, и кровь нового завета Его простою считает, то есть такою же, как кровь телицы, кропившуюся на завет Моисеев, между тем как она (кровь Нового Завета) безмерно превосходнее той (ветхозаветной), поелику чрез нее мы освящены в крещении от греха и беззакония, - и тот, кто духу благодати, вкропленной в нас, наносит оскорбление? - Это суть те, кои Евангелие считают таким же, как закон Моисеев.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью
На слова: отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает, и проч. Когда закон нещадно наказывал неизвинительно согрешивших, снисшедшая благодать, крещением умертвив смертную и страстную жизнь, немедленно как бы чудом каким возродила иную жизнь пакибытием и заповедала доблестною жизнью ослаблять, лучше же сказать, умерщвлять плотские страсти. Но согрешивших и не покаявшихся строго наказывала более самого закона и угрожала им наказаниями; потому что сподобившиеся столь великого дара, возведенные в царское достоинство, и соделавшиеся причастниками Божественных Таин и дарований и потом поддавшись нерадению, достойны большего наказания. И об этом говорит Ап. Павел, изрекая слова, смысл которых желаешь ты узнать. Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия, то есть без милости, без прощения и извинения, при двоих или триех свидетелех умирает, то есть побивается камнями. Колико мните горшия сподобится муки, - продолжает Апостол, - укоривый своими поступками Того, Кто превознес его честью?
Если отвергшийся закона Моисеева
От менее важного доказывает справедливость будущего наказания, чтобы и его слову было больше веры. Закон называет Моисеевым, потому что он многое установил.
При двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью (Втор. 17:6)
Связь речи такая: отвергся ли кто закона Моисеева, то при наличии двух или трех свидетелей без милосердия наказывается смертью, то есть если бы двумя или тремя свидетелями было заявлено, что он нарушил закон.
Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает (Втор. 17:6)
Если кто отвергся закона Моисеева при двух или трех свидетелях, свидетельством своим утверждающих, что он действительно отвергся закона, и доказавших виновность отвергшагося, то тот подвергается смерти без всякой милости. А если отвергающий закон, начертанный рабом (ибо Моисей многое узаконил и сам от себя), так наказывается без снисхождения и пощады, то сколь же сильнее будет наказан презревший закон Владыки?
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью
«Без милосердия…» «Не было там никакого снисхождения, никакой милости, хотя это был закон Моисеев… то не тем ли более здесь?» (Злат.).
См. также Толкование на Евр. 10:27