Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали
См. Толкование на Фил. 2:25
Ибо боле близ смерти: но Бог помилова его, не его же токмо, но и мене, да не скорбь на скорбь прииму
Болезнь была сильная и угрожала опасностию пресечь дни Епафродита. Но Бог, говорит, помиловал его. Как Бог помиловал? Поелику все от Бога, то благоприятный исход болезни, шедшей и естественным путем, есть милость Божия. Но надо полагать, что в этом случае милость была особенная. Можно положить, что апостол Павел не равнодушно смотрел на сию болезнь и прибег к Богу с испрашиванием исцеления; у Епафродита же, конечно, доставало столько веры, чтоб быть достойным приемником высшей милости. Почему можно не сомневаться, что Бог помиловал его посредством чуда чрез апостола Павла. В Ефесе убрусцы и главотяжи, пропитанные потом Апостола, исцеляли недуги и изгоняли бесов (см.: Деян. 19:12). Что-нибудь было подобное и здесь. Святой же Павел выражает это общим словом: Бог помиловал его: ибо говорил о себе.— Но видимо с полною благодарностию вспоминает о сем, называя исцеление Епафродита и к себе великою милостию.— Как к сердцу принимал болезнь, так сердечно радовался и выздоровлению. Если б, говорит, умер он, это была бы скорбь на скорбь.— Он уже имел скорбь, находясь в узах. Смерть Епафродита была бы скорбь на скорбь. Скорбел бы он тогда и о том, что лишился такого споспешника, и о том, что смерть его огорчила бы любимых филиппийцев, и о том, что была она по поводу служения потребе его. Вот и рад. И возвращение здоровья Епафродиту искренно считал великою милостию Божиею и к себе самому.
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали
Слова Бог помиловал его выражают ревность Епафродита к совершению подвигов, ибо он не пожелал избавиться от этой многоболезненной жизни, зная происходящую от нее пользу. Да и меня, говорит апостол, помиловал Бог, не лишив сотрудника.
Толкования на послания святого Павла.
Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали
См. Толкование на Фил. 2:26
Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали
Как же так: в присутствии апостола, который воскрешает мертвых, Епафродит оказывается при смерти?
Неужели не молился за него апостол и не просил о быстрейшем выздоровлении? Но знамения даются ради неверующих. Этому человеку болезнь была не в ущерб, а в приобретение. Испытания верующим различны: одному болезнь, другому потеря близких, третьему трата денег или мучение. И если в нужде он оказывается стойким и не ищет помощи со всех сторон, то заслуги его возрастают. Поэтому и молитва апостола не осталась без ответа, но ответ этот лучше того, о чем он молил.
На Послание к Филиппийцам.
Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали
Ибо такова милость Господа, и мы ее чувствуем в этой жизни. И потому мы не должны спешить к смерти. Ведь хотя мир - служитель греха, и вследствие этого его следует избегать, однако желать жить в этом мире - не грех. И раз это желание необходимо, тут сказано верно: Но Господь помиловал его.
Итак, многие спасаются, и Бог жалеет тех, через кого осуществляется нечто касающееся таинства спасения. Но и мы должны молиться о людях всякого рода, дабы не печалиться оттого, что мы покидаем тех, кто помогает нам в божественных делах, которые следует совершать, постигать и возвещать.
Комментарий на Послание к Филиппийцам.
Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали
См. Толкование на Фил. 2:26