Ст. 6-8 рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть. Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк (человек) рожденный от Духа
Но как Никодим, слыша это, непрестанно приходил в смущение, то посмотри, как Христос открывает ему непостижимость этого таинства и неясное для него делает ясным. Христос говорит: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть. Он отвлекает Никодима от всего чувственного и не дозволяет ему телесными очами рассматривать это таинство. Мы не о плоти беседуем, Никодим, а о Духе (этими словами обращая его к горнему). Не ищи (здесь) ничего чувственного. Дух этими очами не может быть видим. Не думай также, что Дух рождает плоть.
А как же, – может быть, спросит кто-нибудь, – родилась плоть Господня? Она родилась не от Духа только, но и от плоти. Потому Павел, показывая это, и говорит: раждаемаго от жены, бываема под законом (Гал. 4:4). Дух образовал ее так: не из ничего (для чего в таком случае нужна была бы утроба матерняя?), но из девственной плоти; а каким образом – я объяснить не могу. Так было для того, чтобы кто-либо не подумал, будто Рожденный чужд нашего естества. Если и после этого есть люди, которые не веруют в такое рождение, то до какого бы нечестия ниспали они, если бы Христос не восприял плоти от Девы? Рожденное от Духа дух есть. Видишь ли достоинство Духа? Он творит дело Божие. Выше (евангелист) говорил: от Бога родишася (Ин. 1:13); а здесь говорится, что их рождает Дух. Рожденное от Духа дух есть, то есть рожденный от Духа духовен. Рождение здесь разумеется не по существу, а по достоинству и благодати. А если и Сын рожден таким же образом, то какое преимущество Он будет иметь пред людьми, так рожденными? Каким образом Он тогда есть Сын Единородный? От Бога рожден и я, но – не от существа Его. Если же и Он не рожден от существа, то чем Он отличается от нас? В таком случае Он будет меньше даже и Духа, потому что такое рождение происходит от благодати Духа. Ужели поэтому, чтобы быть Сыном, Он имеет нужду в содействии Духа? Да и чем такая мысль различается от учений иудейских? Но, сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос опять видел, что Никодим смущается, и потому обращает речь к примеру чувственному. Не дивися, говорит Он, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет (ст. 7–8). Словом не дивися обнаруживает смущение души его и затем обращает его к тончайшему из тел. Сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но как тот все еще не понимал, что значат Его слова: рожденное от Духа дух есть, то Он и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим, и слыша о таких предметах, не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и чрез то вразумляет его. Именно о ветре Он говорит: глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (ст. 8). Но если говорит: идеже хощет, дышет, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: суете тварь повинуся не волею (Рим. 8, 20). Итак, слова: идеже хощет, дышет означают то, что ветер неудержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается и никто не может задержать его стремления.
И глас его слышиши, то есть – гул, шум, но не веси, откуду приходит и камо идет. Тако есть всяк рожденный от Духа. В этом все и заключается. Если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? Таким образом, слова: идеже хощет, дышет сказаны для означения власти Утешителя и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения и ничто другое подобное. А что слова: глас его слышиши сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: глас его слышиши. Потому, как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух
«Рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть». Также и посредством другого основания убеждает его дойти до более высокого разумения и при слышании о духовном рождении не представлять его в своем уме имеющим свойства телесного рождения. Как порождениям плоти, говорит, необходимо, конечно, быть плотью, так, очевидно, и рождениям от Духа – духом. Что имеет различный образ бытия, у того не одинаков, конечно, должен быть и способ рождения. При этом надлежит знать, что дух человека мы называем рождением Духа не в том смысле, что он (дух человека) из Него (Духа Божия) по природе (рождается), – это невозможно, но, во-первых и главнейшим образом, потому, что чрез Него не сущее призвано к бытию; во-вторых, потому, что чрез Него Промысл дарует нам преобразование по Богу, так как Он впечатлевает нам Свои черты и преобразует ум как бы в Собственное Свое качество. Так, полагаю, надлежит правильно разуметь и слово Павла к Галатам: «чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4:19), – и еще: «о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих» (1 Кор. 4:15).
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух
То есть, кто только от плотского родителя родился, есть не что иное, как только плоть, и о плотском помышляет, а кто рожден от Духа, имеет в себе свойства Духа, и о духовном помышляет, как и апостол говорит: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим. 8:5). То есть люди плотские не что иное замышляют и делают, как только то, что плоти растленной угодно, а духовные, которые Духом Божиим возрождены, помышляют и стараются делать то, что духовному их рождению свойственно и Богу угодно. И как рожденное от плоти есть живое и действующее, например, от живой матери живой младенец родится, и потому дела, приличные плоти делает, так рожденному от Духа, внутреннему, или новому, человеку, подобает быть живому, и делать дела, приличные духовному своему рождению, жизнь, силу и действие в себе иметь, и подобными делами Богу, от Которого рожден, живость свою и силу показывать. И как сын изображает свойства своего отца по плоти, так рожденному от Бога должно свойства Божии, правды, истины, любви, терпения, святости и прочего в себе изображать. Иначе не истинное, но мечтательное было бы рождение, если бы рожденный свойств родившего в себе не имел. Живость же эта во внутреннем, или новом, человеке есть не что иное, как живая и действующая вера, от Святого Духа зачавшаяся, которая свою живость, как доброе дерево плодами, добрыми делами показывает.
Об истинном христианстве. Книга II.
Ст. 6-8 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа
Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа - дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен; ибо слово «дух» ты должен разуметь вместо: «духовный». Правда, крестившийся не делается духом божественным, но, получив Духом сыноположение, благодать и честь, удостаивается быть духовным. Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: не удивляйся. Потом пытается учить чувственным примером. Дух, говорит, дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен и по силе природы имеет стремление во все стороны. Если говорит: «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго. Да постыдится духоборец Македоний и предшественник его Евномий. Первый поставляет Духа в раба, однако здесь слышит, что ветер дышит, где хочет, и, следовательно, тем более Дух имеет самовластно движение и действует, где и как хочет. А Евномий, прежде погрешив в сем же самом и назвав Духа тварью, до того простер свою дерзость, что будто он знает Бога так же, как самого себя. Пусть же слышит, что он не знает движения и стремления ветра; как же, преступный, дерзаешь присвоить себе знание Сущности Божией?
Рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть
Говорит не о плотском рождении, а о духовном: рожденное от плоти бывает плотским, а рожденное от Духа бывает духовным. Плотское рождение есть чувственное, а духовное рождение – разумное. Но того, что духовно, не должно испытывать чувственно и о Божественном судить по-человечески. Так как первое рождение сделалось бесполезным, то дано было второе рождение, выше и драгоценнее первого; но и первое, и второе рождение – дар Божий, потому что Дух есть Бог. Когда услышишь, что Дух возрождает, то не спрашивай о способе. Если не постижимо образование во чреве, то тем более, конечно, не постижимо рождение водой; но если мы не сомневаемся относительно первого, то, веруя во всемогущую мудрость Божию, тем более не должно делать этого относительно второго… Как в начале была взята стихия земли, хотя все принадлежало Творцу, так и здесь берется стихия воды, хотя все принадлежит Духу. Если ты спросишь меня: зачем здесь вода, то я со своей стороны спрошу: зачем там земля, если и без земли человек мог быть сотворен? Но я утверждаю, что Бог ничего не делает без причины, и твердо верую, что Он один только вполне знает причины всего. Что при плотском рождении – утроба, то при духовном – вода; но там для рождения нужно время, а здесь – не так, потому что все плотское получает совершенство со временем, а духовное – тотчас же является совершенным. Настоящая причина употребления воды известна одному только Богу, а святые Отцы понимали ее так, что этим выражаются символы погребения и воскресения. Когда мы погружаемся с головой в воду, как бы в некотором гробе, то и ветхий человек наш погребается и потопляется; а когда затем мы выныриваем, то новый человек воскресает и показывается. Как для нас легко погрузиться и вынырнуть, так и для Бога нетрудно погребсти ветхого человека и воскресить нового. Совершается это трижды, чтобы ты знал, что все совершает сила Отца, Сына и Святого Духа. У некоторых является недоумение такого рода, что если рожденное от Духа дух есть, то значит и тело Иисуса Христа духовное, потому что, говоря о Пресвятой Деве, Ангел сказал: рождшеебося в Ней от Духа есть Свята (Мф. 1:20). Таким мы скажем, что слова Ангела показывают только то, что Иисус Христос произошел не от мужа, а не то, что и не от жены; и апостол Павел (Гал. 4:4) говорит: рождаемаго от жены, т.е. как плоть от плоти. Он родился от Девы, чтобы не быть чуждым человеческому естеству. Если и после того, как это совершилось, некоторые не верят, что Он воплотился, то как же они могли не впасть в нечестие, если бы этого не было? В Деве Он родился от Духа Святого, т.е. сверхъестественно, потому что не от мужа: это и значат слова – от Духа Свята.
Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух
В ответ на вторую половину вопроса Никодима, можно ли снова родиться по плоти, Христос говорит, что в таком вторичном рождении по плоти – которое, конечно, и невозможно – нет никакой пользы. Все, что родится от плоти – это общее правило, приложимое и к тому второму рождению, о котором думает Никодим – «есть плоть», т. е. подчинено греховным наклонностям (Быт. 6:3 и др.). Новая духовная, святая жизнь может возникнуть только под действием Духа Божия. Это будет уже действительно возрождение.
Толковая Библия.