и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Действительно, Иуда называет узами потерю почета, в котором ангелы пребывали прежде, и желание ненадежных вещей, что пленило их и лишило желания обратиться.
Заметки на Кафолические послания.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Как сотворенные Богом демоны могут быть злыми? Ведь Благо вводит в бытие и лежит в основании блага. Хотя они, скажет кто-нибудь, и зовутся злыми, но не поскольку существуют, ибо они происходят от Блага и получили благую сущность, но поскольку не существуют, оказавшись не в состоянии, как говорят Писания, сохранить свое достоинство.
Об именах Божиих.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Кто постигнет любовь Бога к людям, или кто, рассуждая, может прийти к истине? Ведь ради истины Он не пощадил согрешивших ангелов, а ради человеколюбия допустил войти в Свое Царство мытарям и блудницам.
Фрагменты.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Вопрос: Что такое «начало» не соблюдавших его ангелов и что – жилище, которое они оставили? Каковы «вечные узы» и что такое «мрак», под которым они соблюдаются? Что потерпят они на суде великого дня?
Ответ: Точное разумение этого будет соблюдено только теми, кто равен Апостолам по пониманию, кто непосредственно научен Словом Божиим неложному ведению сущих и постижению благого и праведного пути премудрого Промысла о сущем, так как они не имеют в уме своем никакого препятствующего средостения между собой и Словом.
Что же касается меня – низменного и имеющего много препятствий для прихождения ко мне Слова, – то, думается, «начало» не соблюдших его Ангелов есть логос, в соответствии с которым они были созданы, или данная им по благодати естественная власть к обожению, или же чин стояния их по достоинству благодати. «Жилище» их есть или небо, или премудрость, достигаемая по природному свойству промысленных благ, для обитания в которой они были созданы, – ибо иногда Писание называет и премудрость домом (Притч. 9:1), – или же попечение пренепорочного Божества, охраняющее дарованные им естественные и приобретенные блага, которое они, взбунтовавшись, потеряли. А вечные узы есть совершенная и постоянная неподвижность их относительно блага, осуществляемая добровольно, в силу которой они никоим образом и никогда не наслаждаются божественным покоем; или же – промыслительная сила Божия, сдерживающая ради нашего спасения их неистовство против нас и не попускающая их злобе строить западни нам. Мрак же есть совершенное и всецелое неведение Божественной благодати, сплошь проникнувшись которым по произволению, они лишились блаженного и всесветлого даяния чистого света, расточив дарованную им по природе умную силу на не-сущее. А что претерпят они в страшный день суда, знает один праведный Судия (2 Тим. 4:8), назначающий каждому по достоинству праведное воздаяние, определяющий соразмерный злу вид осуждения и праведно выносящий на бесконечные веки подобающий приговор Своими благими повелениями.
Вопросоответы к Фалассию.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
См. Толкование на Иуд. 1:5
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Они сохраняются для впадения в сей последний огонь и в вечные узы мрака. А соблюдает - относится к будущему времени, как и Петр написал.
Фрагменты.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
В этих словах апостола Иуды Сам Святой Дух извещает слушающих о суде, которым осужден князь мира сего.
Гомилии на Евангелия.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Не сохранивших своего достоинства (точнее – начальства, слав.): первоначального высокого, начальственного в мире сравнительно с другими творениями Божиими, «которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни» (Феофилакт). – Оставивших свое жилище: разумеется небо, высшая, озаренная духовным светом область мира, от которой ниспали падшие ангелы, пребывающие со времени падения в Тартаре под мраком (см. прим. к 2 Пет. 2:4). – Великого дня: или последнего судного дня; великого и по делам, которые совершатся в нем, и по продолжению, ибо это будет день вечности (ср. 2 Пет. 3:10 и прим. и парал.)
Толковый Апостол.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
См. Толкование на Иуд. 1:5