Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь
Естественное рассуждение простых людей, кои представляются возбуждающими друг друга к совершению того, на что каждый давно готов от души. Доколе небожители продолжали воспевать хвалебный гимн, состоявший, может быть, не из одних слов, приводимых Евангелистом, дотоле пастырям некогда было думать о пути – взор занят был чудным видением, а слух – небесным сладкогласием; но когда то и другое кончилось, пастыри всею мыслию входят в цель Божественного откровения, и тотчас решаются идти туда, где источник чудес. Решимость, по видимому, ничего не стоящая; но тот не будет думать таким образом, кто вспомнит, что пастырям должно было, среди ночи и гор пустынных, оставить свои стада, кои были для них дороже, нежели для какого-либо из нынешних богачей целый корабль, нагруженный драгоценностями.
Беседа в день Рождества Христова, на литургии.
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь
Научимся у пастырей не пренебрегать внушениями Божественными; подобно им будем поощрять друг друга и назидательными словами и добрыми делами, с верностью соответствовать действию благодати. Если иногда в совершении дел благочестия не находим мы тех утешений, какие надеялись найти; то это от того, что мы не совершали их с усердием и готовностью, пример которых подают нам здесь пастыри.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.
Ст. 15-18 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Пастыри сии суть образ духовных пастырей - архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлеем - значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей - искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.
Ст. 15-18 И бысть, яко отидоша от них на небо Ангели, и человецы пастырие реша друг ко другу: прейдем до Вифлеема и видим глаголгол сей бывший, егоже Господь сказа нам. И приидоша поспешшеся, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслех. Видевше же сказаша о глаголголе глаголаннем им о Отрочати Сем. И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей к ним
Речь пастырей или пастухов выражает прямое доверие словам Ангелов. Из этого ясно видно, что они были люди благочестивые, ожидавшие пришествия Мессии. (См. ст. 11–12). И поспешив пришли (приидоша поспешшеся) и пр. Из сего видно, что по крайней мере в это время, когда пастыри пришли на поклонение новорожденному Спасителю, на месте Его рождения были уже и другие, по всей вероятности родственники или ближние Иосифа и Марии, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь (Мих.).
Толкование на Евангелие от Луки.
Ст. 15-16 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях
С полной верой в слова Ангела, пастухи отправились к Вифлеему и нашли все согласным с тем, что им было возвещено о рожденном Младенце. Они, вероятно, прежде всего направились к гостинице, у которой, по обычаю, горел фонарь. В другие дома ночью они и не смели, конечно, обращаться с вопросом о новорожденном Мессии…