И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем
Царь царей и Господь сил, Бог во плоти, не только Отцу Своему Небесному во всем был послушен, но и людям повиновался. «И был в повиновении у них». Кто? Господь. У кого? У людей, рабов Своих. Почему? Чтобы наше преслушание и непокорность, которое нас обличало пред Богом, загладить. Нас ради, тебя ради и меня ради, не только в мир пришел Господь наш, но и повиновался людям: «и был в повиновении у них». У кого? У Матери Своей Пресвятой и Иосифа. Видишь любовь к нам, видишь и смирение ради нас Сына Божия. Благодарим Тебя за это и поклоняемся Тебе, Господи!
Письма келейные. Письмо 69.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем
См. Толкование на Лк. 2:19
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем
И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
См. Толкование на Лк. 2:19
Ст. 51-52 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков
Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям. - Дева соблюдала все это; ибо дела и слова Отрока были божественны и являли в Нем не двенадцатилетнего отрока, но человека совершенно зрелого. Для объяснения того, что значит «преуспевать в премудрости», евангелист присовокупляет: «и возрасте», ибо преуспевание в возрасте называет успехом в премудрости. «И в любви у Бога и у человеков», то есть творил угодное Богу и достохвальное от людей; но прежде был приятен пред Богом, а потом пред людьми; ибо прежде должно угождать Богу, а потом людям.
Ст. 51-52 И сниде с нима и прииде в Назарет: и бе повинуяся има. И Мати Его соблюдаше вся глаголголы сия в сердцы Своем. И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек
Бе повинуяся има (был в повиновении у них). Как особенную черту, евангелист отмечает повиновение И. Христа Своим земным родителям. «Ни сознание Своего высокого призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, замечает один из описателей жизни Господа (Орда), ничто не дает Ему повода выдти из детского послушания.» Нет ничего невероятного, что, по силе этой покорности, Иисус разделял труды мнимого Своего отца – плотника (древодела); тем более, что у евреев того времени был добрый обычай обучать детей своих какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорнаго (Мих.). Мати Его соблюдеше (сохраняла) все слова и пр. (Читай в объясн. (Лк. 2:19)), – сохраняла, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.
Преспеваше (преуспевал) премудростию и пр. Чит. в объясн. (Лк. 2:40) Об этом преуспеянии отрока Иисуса так пишет один из дух. писателей: «Постоянным обращением со Своим небесным Отцем, углублением в Свящ. писании Своего народа, посещением в субботы синагоги Назаретской, умственным рассматриванием чудес творения, расширялось и углублялось познание отрока Иисуса, возрастала Его премудрость. Видимо для всех явилась особенная любовь Божия к Нему. Своими прекрасными качествами Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что – Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его». (Зем. жизнь И. Хр. Орды). «Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа Спасителя нашего, пишет один из духовн. писателей, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только на две черты из детской и отроческой жизни И. Христа: на мудрость, явленную Им в храме среди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям? Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя во храме, когда Он привел в удивление весь Иерусалим Своим знанием Слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания Слова Божия, и что, прежде чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие, как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам, и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем жизни Спасителя, дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей (Сборн. Барс.).
Толкование на Евангелие от Луки.
Ст. 51-52 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков
Но недоумение Иосифа и Марии продолжалось недолго. Христос спокойно последовал за ними в Назарет, где и пребывал последующее время в полном повиновении у своих родителей, как обыкновенный еврейский отрок, а потом юноша. Проявление в Нем сознания Своего богосыновства не воспрепятствовало, а, напротив, только содействовало тому, чтобы идти путем самоуничижения к Своей великой цели. А одним из проявлений такого самоуничижения и было полное подчинение воле Своих родителей.
«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». Этим евангелист указывает на источник, откуда он почерпнул сведения о том, что произошло в Иерусалиме. Ей преимущественно запали в сердце слова Христа о Его отношении к Отцу Своему – Богу. Очевидно, что и Сама Пресвятая Дева не сразу постигла все величие, какое окружает Ее Сына: только путем постоянного размышления обо всем, происходящем с Ним, Она дошла до полного и ясного понимания, в чем, собственно, должно состоять то дело, для которого предназначен рожденный Ею Сын Божий.
«Иисус же…» Эти слова напоминают собой слова Первой книги Царств о развитии пророка Самуила (1Цар.2:26). Одни толкователи видят здесь указание на то, что Христос все более и более развивался в умственном отношении и в то же время рос телесно (ἡλικία) – становился умным и стройным, высоким юношей. Другие же видят здесь указание на то, что с возрастом постепенно в Иисусе все больше и больше проявлялась высшая, божественная, премудрость: «С преуспеянием тела преуспевало в Нем для видящих и явление Божества» (Свт. Афанасий Великий. Т. 19-й Творения святых отцов, с. 455). Правильнее будет сказать, что развитие, которое здесь имеет в виду евангелист, было «богочеловеческое», так как Божество и человечество пребывали во Христе нераздельно и неслиянно. А постичь это соединение и понять, как шло развитие богочеловеческой природы, – это для нас невозможно. Поэтому и все попытки изобразить историю постепенного развития Христа должны быть признаны совершенно не имеющими под собой никакой основы.
«И в любви» (см. комментарии к стиху 40).
«И человеков». Так как евангелист здесь говорит уже о 12-летнем Отроке, а не о Младенце, как выше (стих 40), то он упоминает и об отношении к Иисусу посторонних людей. Это обозначает, что Иисус был любим всеми Его окружавшими и, следовательно, ни в чем не отличался от того типа израильских отроков, который в то время считался идеальным. Можно указать на основании точных, преимущественно евангельских, данных, как проводил жизнь Христос в Назарете с 12 до 30-летнего возраста. Прежде всего, нужно заметить, что иудейская жизнь в то время, особенно в таких глухих уголках, как Назарет, отличалась крайней простотой. Ели обыкновенно три раза в день – вечером несколько больше, чем утром и в полдень. Одежду носили также самую простую – нижний хитон, верхний плащ – простой кусок материи, и небольшой тюрбан на голове, сделанный из платка. Иисус усвоил себе ремесло своего отца (Мк.6:3) – каждый еврей обязан был знать какое-нибудь ремесло. В домашней жизни Иисуса, по-видимому, не было ничего пасмурного и мрачного. Он любил, кажется, впрочем, больше быть в общении с природой, красоты которой Он так живо изображает в Своих речах. Он наблюдал за жизнью людей – сеятелей и виноградарей, за жизнью скота и привычками пастухов и даже за привычками лисицы, забивающейся в свою потаенную нору. Но Он знал также радости, скорби, нужды и страдания промышленного населения. Он наблюдал брачные процессии, погребальные обряды, несправедливости и притеснения, отношения между должниками и заимодавцами, жизнь аристократов, поведение сборщиков податей, поступки судей. Знаком Он был и с религиозно-политическими идеями, которыми одушевлено было современное Ему иудейство, но Сам строго держался того, что было сказано в Писании, не присоединяясь ни к какой партии (Эдершейм, с. 317–322).