Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал
…Как Он учил воздержанию и посту? Сорокадневным постом пред началом служения нашему спасению, таким притом, что во все эти сорок дней не вкушал ничего. Заметим это, возлюбленные: Господь не ел ничего сорок дней для того, чтобы победить в Своем лице нашу сластолюбивую плоть, которая жадна и требует изысканной пищи и пития и любит пресыщаться и упиваться – и чрез то плодятся всякие грехи в нашем сердце. Для того-то Господь постился сорок дней, чтобы в Своем лице показать нам, как укротить, покорить духу нашу сластолюбивую, упорную, не покоряющуюся духу плоть, хотя Его плоть была пречистая, безгрешная. Да и всю жизнь Свою не заботился Он о пище и питии: как же можем мы жить, […] мы, грешники? Ради Иисуса Христа…
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал
См. Толкование на Лк. 4:1
дний четыридесять искушаемь от диавола: и не яст ничесоже во дни тыя: и скончавшымся им, последи взалка
Искушаем от диавола. Диавол с греческого означает соблазнитель, это – согрешивший и отпадший от Бога ангел, враг всего доброго, существо злое, враждебное добру. Конечно, диавол являлся И. Христу для искушения в человеческом виде. Диаволу желалось искусить Христа, т. е. узнать, действительно-ли Он есть Мессия – Христос, – узнать это посредством соблазна к греховным действиям. Искушать вообще значит испытывать, дознавать, соблазнять, склонять к чему-либо недоброму. От диавола сокрыто было Богом, что Иисус Христос есть Спаситель мира, Богочеловек. Диавол полагал, что Иисус Христос не больше, как праведный человек, за добродетель усыновленный Богом. Тремя видами греховной похоти искушал сатана праотцев в раю: похотию плоти – добро древо в снедь, похотию очес – угодно очима видети, и гордостию житейскою – будете яко бози. Таким же образом искушал И. Христа и диавол (Троиц. Лист.). «Не выдержал искушения первый Адам в раю, победил искусителя второй Адам, Господь Иисус в пустыне.
Не яст ничесоже во дни тыя (в те, т. е. 40 дней). Столько же дней постились Моисей (Исх. 34:28) и Илия (3 Цар. 19:8). Число 40 в Свящ. писании напоминает или наказание за грех – так 40 дней шел дождь потопный (Быт. гл. 7), 40 лет Евреи странствовали по пустыне (Чис. гл. 14); или покаяние, – таков был пост Моисея (Втор. гл. 9), и Ниневитян (Ион. гл. 3). Не сохранил поста первый Адам в раю; Господь И. Христос, второй Адам, выполннл это – выдержал самый строгий пост.» (Троиц. Лист.). Постился Христос не для того, что Ему нужен был пост, но для нашего научения, что пост есть сильное оружие против греха, против диавола. Постился не более сорока дней для того, чтобы чрезмериым величием чуда не сделать сомнительною самую истину воплощения (Злат.). У еванг. Марка прибавлено, что Иисус Христос был в пустыне со зверями (Мк. 1:13). Этим говорит он, что И. Христос, как Возстановитель рода человеческого в первое райское состояние, был среди зверей, как Адам в раю, когда ему были послушны и нестрашны самые дикие звери, и ни один из них не сделался для Него орудием искушения, как некогда змей из среды их послужил орудием падения прородителей (Мих.).
Толкование на Евангелие от Луки.
Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал
См. Толкование на Лк. 4:1