И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени
См. Толкование на Мф. 4:9
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 13-я.
Ст. 13-15 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. Хотя Господь искушаем был тремя искушениями, однако Лука говорит, что Он окончил всё искушение, потому что основания всех искушений суть три сии: пресыщение, любостяжание, тщеславие. Искушение пресыщения Господь отразил словами: «не хлебом одним будет жить человек». Прежде других искушений навел это искушение на Него, как и на Адама. Ибо Адама он не мог запнуть ни любостяжанием, так как Адам, будучи один, не имел против кого бы желать более; ни гневом, ибо не на кого было ему гневаться; ни завистью; а запнул его чревоугодием. Искушение любостяжания Господь отразил тем, что не пал, не поклонился перед ним. Ибо, когда он чувственно показал все царства в призраке, Господь не покорился ему. Некоторые разумели это о царствах не чувственных, но мыслимых, что он, например, показал Ему царство невоздержания, царство зависти и вообще всех грехов и говорил Ему как бы так: если Ты хочешь царствовать над всеми страстями и на то пришел, чтобы пленить одержимых мной, то пади и поклонись мне, и получи всех, над которыми я царствую. Господь хочет царствовать и на то пришел, но царствовать не с грехом, не без борьбы, но после подвига и победы. Так разумели некоторые. Кому угодно, пусть так и понимают. Отразил Господь и искушение тщеславия словами Писания. Господи, избавь нас от сих трех глав змия! - «Возвратился Иисус в силе духа». Мне кажется, что Иисус возвратился в состоянии вдохновения, ибо это значит «в силе духа». Глубоко внимай Писанию, потому что тогда написано: «в силе духа», когда Он победил искусителя и явил силу Свою. Слова: «отошел от Него до времени» имеют такой смысл: диавол нападает на Господа двумя чувствованиями, - удовольствием и скорбью; удовольствием он напал на Господа, например, на горе; а отступил от Него до времени, то есть до времени Креста, ибо тогда намеревался напасть на Него скорбью.
Что означают [слова] Евангелия, когда, после того как Господь отразил все искушение диавола, евангелист отмечает, что диавол отошел от Него до времени? До какого времени?
Искушения бывают двух видов: вольные и невольные, то есть [связанные] с наслаждением и со страданием. Сперва диавол испытал Господа искушениями, [связанными] с наслаждением, то есть чревобесием, сребролюбием и тщеславием, ибо все это источники наслаждения; когда же был отражен, то отошел до времени. До какого времени? До времени крестного страдания, дабы, как он полагал, ему удалось с помощью искушений, [связанных] со страданием, найти в Господе какое-либо [проявление] человеческих страстей. Однако он был отражен и в этом и, побежденный крестом, прекратил искушения.
Вопросы и затруднения.
И скончав все искушение диавол, отиде от Него до времене
До времени, т. е. не совсем оставил, а до времени прекратил свои нападения. Под этими нападениями толкователи разумеют те, которые диавол производил посредством своих орудий, – врагов Христовых: книжников и фарисеев, старейшин и, наконец, ученика Его Иуды, которые довели Его до позорной смерти на кресте. У еванг. Матфея сказано: и се Ангелы приступили и служили Ему (И. Хр.) (Мф. 4:11). «Пока продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, чтобы не отогнать того, кого надлежало уловить», замечает, объясняя эти слова евангелиста, Златоуст. Чем Ангелы послужили Господу в пустыне – об этом не сказано в Евангелии. – Так кончалось искушение Господа от диавола, так Он отразил врага-искусителя словами Свящ. Писания. Это – пример для нас, как и чем и мы можем отражать от себя его искушения.
Толкование на Евангелие от Луки.
И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени
См. Толкование на Лк. 4:1