Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем
См. Толкование на Мф. 10:3
Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.
Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем
См. Толкование на Лк. 6:12
Иуду Иаковля, и Иуду Искариотскаго, иже и бысть предатель
Иуда Иаковлев иначе называется Леввей и Фаддей. Леввеем назван он при избрании в апостольское звание в отличие от соименного ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.). Фаддеем же он назван при крещении.
Иуда Искариот назван так потому, что происходил из города Кариота (Нав. 15:25). «Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, И. X.). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным», замечает при этом Златоуст. Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам.
Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями. – Является вопрос: «Господь, по Своему всеведению, знал, что Иуда – худой человек, что он изменит Ему, предаст Его; для чего же Он избрал его в ученики, даже в Апостолы?» Один из духов. писателей отвечает на этот вопрос таким образом: «Не Иисус Христос искал Иуду, но Иуда Его, и, встретив Иуду, Господь признал в том действие Божественного Промысла, волю Своего Отца небесного, которой Он всегда оказывал безусловное послушание. С другой стороны нужно обратить внимание на то, что Иуда был человек со светлыми дарованиями, которые, при благотворном влиянии ближайшего общения с самым Источником добра, могли бы сделать его одним из достойнейших членов в кругу Апостолов, если бы только он позаботился об этом и своим хорошим задаткам не дал бы заглохнуть. Он напр, более трех лет пребывал с Господом среди различных напастей (Лк. 22:28), проповедовал евангелие царствия Божия вместе с другими Апостолами и не оставлял И. Христа и тогда, когда многие из учеников Его отошли от Него (Ин. 6:66-67).
Сильное раскаяние Иуды в своем грехе, публичное признание его в храме, торжественное свидетельство о невинности уже осужденного Иисуса, отречение от сребренников, полученных за предательство, – все это показывает, что даже и после предательства в Иуде не совсем еще угасли хорошие стороны его характера. И если бы раскаяние его не было соединено с безнадежным отчаянием в бесконечном милосердии Божием, то очень может быть, что он, подобно ап. Петру, принесшему истинное покаяние в своем отречении от Господа, был бы ревностнейшим провозвестником Христа, полагающим, подобно прочим Апостолам, душу свою за Него. Наконец, избранием Иуды Господь самым очевидным образом доказал, что Он пришел не праведников, но грешников призвать и предложить им все обилие благодатных средств для наследования жизни вечной (Воскр. Чт. 1874 г.).
Толкование на Евангелие от Луки.
Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем
См. Толкование на Лк. 6:12