поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого
См. Толкование на Мф. 13:37
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого
См. Толкование на Мф. 13:19
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого
См. Толкование на Мф. 13:37
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого
См. Толкование на Мф. 13:37
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого
См. Толкование на Мф. 13:37
а село есть мир: доброе же семя, сии суть сынове Царствия, а плевелие суть сынове неприязненнии
а село есть мир
Об этом сказано выше.
доброе же семя, сии суть
Кто это сии?
сынове Царствия
Сынами Царствия называются соблюдающие правую веру, так как они посеяны Царем Христом, чтобы произрастить добродетель, и должны будут наследовать Его Царство; сыны же лукавого – еретики, так как они посеяны диаволом, чтобы произрастить зло, и должны равным же образом наследовать уготованный ему огонь.
а плевелие суть сынове неприязненнии
О них сейчас только сказано.
Толкование Евангелия от Матфея.
Ст. 38-39 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы
А село (поле) есть мир. Господь Иисус Христос проповедовал только в земле Иудейской, – Ему невозможно было проповедовать по всей земле; но апостолы посланы были Им и ходили с проповедью по всей земле и ко всем народам. Доброе семя сии суть (это) сыны царствия, т. е. члены царства Христова, церкви Христовой (чит. объясн. 2 ст. 3 гл.). Они суть плод семени, посеянного на доброй земле (ст. 23), – они, услышав проповедь, приняли ее и живут по вере и закону. Плевелы суть сыны неприязненнии (сыны лукавого), т. е. худые члены церкви Христовой на земле, те, которые, слушаясь внушений диавола и поддаваясь его искушению, живут худо, – слабо или неправильно веруют и не исполняют заповедей Божиих и предписаний церковных (Ин. 8, 44. 1 Ин. 3, 8). Враг всеявый их (посеявший плевелы) есть диавол. Диавол есть источник всех зол на земле. Он обыкновенно старается, чтобы люди и не слушали учения Христова или, и послушав, не исполняли его; он всячески соблазняет и влечет человека ко греху, хотя в то же время человек и сам, по своей испорченной природе, влечется, и худые люди увлекают его к тому же. У нас три врага спасения: мир, плоть и диавол; главный же из них диавол, он действует на нас и посредством плоти, т. е. нашей испорченности, и посредством мира, т. е. других людей. «Диавола Христос именует врагом человеков, потому что он вредит им; и его желание вредить устремлено, собственно, против нас, хотя оно произошло от вражды не на нас, а на Бога» (Златоуст). «Как Христос проповедует людям истины спасительные, так диавол чрез своих слуг, отчаянных грешников, еретиков и лжеучителей, сеет в умы людей погибельную ложь и заблуждения, а в сердца – разные пороки, прикрашивая все это подобиями истины и добра, почему Господь и называет их не другим каким-либо семенем, а именно плевелами, которые походят с виду на пшеницу. Плевелы посеяны, когда люди спали (спящим человеком, ст. 25). Это значит, что диавол сеет все худое, когда люди спят духовно, т. е. беспечно закрывают очи своего ума и не хотят взирать на свет евангельской истины, когда недостаточно хранят ниву стражи, к ней приставленные, т. е. пастыри церкви, когда и сами верующие живут беспечно, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих, и когда слишком доверчиво слушают всякого самозванца-учителя. Жатва кончина века есть. Кончину века весьма точно изображает собою жатва хлеба. Жатели – ангелы, служители Божии, суть. Хощеши ли, да шедше исплевем я (хочешь ли, мы пойдем, соберем плевелы)? – сказали рабы хозяину поля, где вместе с пшеницею появились плевелы; но господин говорит им: ни (нет), да не когда восторгающее (собирая) плевелы, восторгните купно (не выдергали бы вместе) с ними и пшеницу (ст. 28-29). Это значит, что зло неизбежно до конца мира, и Господь, по Своему долготерпению, щадит явных грешников, ожидая, чтобы они покаялись, а также научая и праведных терпению и давая им случай скорбями от грешников заслужить большую награду. Церковь Христова в нынешнем состоянии уподобляется ковчегу Ноеву, в котором вместе с чистыми были и нечистые животные, и неводу, в котором вместе с рыбою попадают и гады. Поэтому тяжким грехом духовной гордости согрешают те, кои сами себя отделяют от единения с церковью, указывая на то, что в ней много грешников: таковы наши раскольники, штундисты и другие сектанты.
Толкование на Евангелие от Матфея.
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого
Толкование слов “поле есть мир,” по-видимому, столь простых, подало повод, говорит Тренч, к самым ожесточенным спорам, каких не происходило ни о каком другом тексте, исключая разве, где говорится о таинстве Причащения. Выражение это в древности много цитировалось в донатистских спорах. Донатисты настаивали, что Спаситель подразумевал здесь под полем не церковь, а мир, и говорили, что нечестивые люди могут быть терпимы в мире, но не в церкви. Августин настаивал на противном, утверждая, что Господь не считал современного состояния церкви совершенно чуждым зла. Что Христос назвал поле миром (поле — подлежащее, а мир — сказуемое), в этом едва ли возможно сомневаться; но дальше Он говорит о церкви, в которой существуют и доброе семя, и плевелы. Ни одного слова у Него нет о том, что плевелы должны быть истребляемы и уничтожаемы людьми, которые считают себя святыми. Слова “оставьте расти то и другое до жатвы” показывают, что плевелы будут существовать до скончания мира и основания нового царства, хотя они и от τοῦ πονηροῦ — от лукавого. Здесь мужеский род τοῦ πονηροῦ.
Толковая Библия.
поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого
См. Толкование на Мф. 13:36