ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
См. Толкование на Мф. 24:1
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
То, что причина войн грех, а через него сам диавол, доказывается также и тем, что в человеческом мире помимо войн будут еще и глады, моры и землетрясенiя по местамъ. Все это превосходит чисто человеческие силы и возможности; тут уже начинается непосредственная деятельность «духовъ злобы поднебесныхъ». Разлитое через человека по физической природе, зло бросает в жар всю природу, сотрясает ее своими лихорадками, хаотизирует ее, вбрасывая себя и свой демонизм в божественное устройство вселенной. Природа в сущности - нравственное существо, моральное создание; она откликается на присутствие зла также, как и на присутствие добра. Земля начала произращать терние и сорную траву только тогда, когда грех вошел в нее через человека. Символика: мир физический восстал против человека, потому что тот ввел в него разрушительную силу зла: грех, и через грех - смерть. Природа мстит человеческому роду через неурожаи, голод, моры, землетрясения. Природа всегда чувствует и знает: или Бога, или диавола. Отрицая Бога, человек стал единственным существом, единственным выродком среди всех существ, который не признает Бога. Этого даже и диавол не делает. В этом и заключается трагическая, но и комическая «оригинальность» человека. Но и вся обесприродненность его. А когда он при этом не признает даже и диавола, тогда он воплощение, олицетворение одной единственной самоубийственной неприродности и противоестественности.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Ст. 7-8 Ибо восстанет народ против народа и царство против царства, и настанут голодные времена, губительные болезни и землетрясение по местам. Все же это есть начало скорбей
Не сомневаюсь я, что и это, как написано, наступит в буквальном смысле; но мне кажется, что и восстание царства против царства, и гибель тех, слово которых расползается как рак (2 Тим. 2:17), и сильное желание [или: голод - fames] слышания слова Божия, и движение всей земли, и отступление от истинной веры, - все это, скорее, относится к еретикам, которые взаимно восстают один против других, и тем доставляют победу Церкви. А Его слова: Все же это есть начало скорбей, лучше передаются словами: мук рождения, чтобы в действительности пришествие антихриста понималось как бы в смысле зачатия его, а не действительного рождения.
Толкование на Евангелие от Матфея.
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
См. Толкование на Мф. 24:6)
Востанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы и труси по местом
Востанет бо язык на язык, и царство на царство
народы, союзные с римлянами, – на народы, союзные с иудеями, и царства, помогающие римлянам, – на царства, помогающие иудеям: поэтому и войны их будут жестоки.
И будут глади и пагубы и труси по местом
т.е. в Иудее. У Луки (21:11) присоединяется: страхования же и знамения велия с небесе будут, чтобы иудеи знали, что все это будет по гневу Божию, и понимали, что они терпят это за убиение Христа.
Толкование на Евангелие от Матфея.
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
См. Толкование на Мф. 24:6
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
(Мк. 13:8; Лк. 21:10-11). У Матфея и Марка выражения почти сходные; но Лука передает речь Христа иначе и подробнее других синоптиков. Постоянное существование борьбы народов и царств, голодов и землетрясений вряд ли нужно доказывать. Поэтому все это могло быть и пред разрушением Иерусалима, и после него, и будет пред страшным судом. Во время великих кризисов в истории человечества все эти бедствия чувствовались и чувствуются людьми особенно сильно. Это несомненный исторический факт общего характера. Впрочем, и из того времени указывают на несколько случаев, в которых видят буквальное исполнение слов Христа. Так в 45 или 47 году было сильное землетрясение в Крите, в 51 г. в Риме, 53 г. в Апамее и Фригии, в 60 г. в Лаодикии и Фригии и др. Исторически известны около того времени четыре голода (ср. Деян. 11:28), два раза — моровая язва, жертвой которой были 30 000 человек в Риме.
Толковая Библия.
ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам
См. Толкование на Мф. 24:3