Ст. 39-40 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста
О, скверные и пребеззаконные! Что же: пророки разве не были пророками или праведные праведными, оттого что их Бог не освободил от напастей? Они оставались таковыми, хотя и претерпевали страдания. Что может сравниться с вашим безумием? Если их слава не омрачилась бедствиями, наведенными вами на них, но они остались пророками и при всех страданиях, которые терпели, то тем более не надлежало вам соблазняться о Христе, Который и делами, и словами искоренял в вас эту мысль. Впрочем, говоря и делая это, они ничего не успели даже в самое это время. Тот, который погибал в крайнем нечестии, который все время жизни своей провел в убийствах и грабежах, в то время, как говорено было это, исповедал Его и вспомнил о Царстве; равно и народ плакал о Нем. Хотя не ведающим домостроения тайны казалось, что все происходившее свидетельствовало о противном, а именно: что Он слаб и бессилен, - но истина и самыми противными обстоятельствами усилилась. Итак, слыша это, вооружимся против всякого возмущения сердечного, против всякого гнева. Если увидишь, что сердце твое возгорается, огради грудь твою крестным знамением: вспомни что-нибудь из случившегося тогда, - и этим воспоминанием ты рассеешь всякое возмущение духа, как прах. Помысли о словах, делах; помысли, что Он Владыка, а ты - раб. Он пострадал для тебя, а ты - для себя. Он - за облагодетельствованных Им и вместе распявших Его, а ты - за себя самого. Он - за причинявших Ему оскорбления, а ты - часто за обиженных тобой. Он - в глазах целого города, даже всего народа иудейского, в глазах пришельцев и соотечественников, которым Он изрекал человеколюбивые глаголы, а ты - в присутствии нескольких. А что всего обиднее, Он оставлен был и самими учениками. Те, которые прежде услуживали Ему, убежали от Него; а враги и противники - иудеи, воины, с обеих сторон разбойники, окружая Распятого, досаждали, укоряли, поносили, насмехались, хулили: и разбойники оба поносили и хулили Его.
Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! Род лукавый и прелюбодейный, так говорил Он, ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф 12:39), - то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете; что это Я (Ин 8:28), - то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу. Действительно, после того как Он был распят, их город истреблен, иудейство кончилось, гражданское бытие и свобода их исчезли. Напротив, евангельская проповедь процвела и простерлась до пределов вселенной: земля и море, обитаемые и необитаемые страны, повсюду возвещают силу слова Христова. Итак, вот что говорит Он, и вот что случилось во время распятия на кресте! И это тем более удивительно, что случилось в то время, как Он пригвожден был ко кресту, а не тогда, когда ходил по земле.
Гомилии на Евангелие от Матфея.
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
См. Толкование на Мф. 27:38
Ст. 39-41 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили
Они ругались над Ним потому, что были, так сказать, мимоходом на пути и не хотели ходить по истинному пути Писаний. Они кивали головами своими, потому что еще прежде не были устойчивы на ногах, не стояли на скале. Нападающий на Него неразумный народ говорит то же самое, что сочинили лжесвидетели.
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
См. Толкование на Мф. 27:38
Ст. 39-40 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста
Никто, остановившись, не злословит Иисуса, ни подходя прямо к Нему; ибо идущие мимо злословили Его (или, как сказано в греческом, проходящие). Это те, кто после того, как Бог разрушил ограду виноградника, обрывает оставшееся, ибо написано: Для чего разрушил Ты ограду ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Итак, пока кто-то не прошел путь и не свернул с пути, и может, остановившись, сказать Богу: Ты поставил на камне ноги мои (Пс 39:3), - тот не злословит Иисуса. Если же он упал, или прошел, или перешел, или свернул, тогда злословит Его.
Так же как доныне те, кто впал в злодеяния и оставил вечные пределы и путь небесной Церкви, колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф 4:14). Ибо если кто-то назовет все ереси проходящими и отклоняющими, не ошибется. Поэтому те, кто находится среди проходящих, злословят Иисуса. Они не имеют крепкой главы, но кивают ею то вверх, то вниз, потому что неразумны и не имеют своих глаз на своей главе, на которой должны были иметь, по слову Екклезиаста: У мудрого глаза его - в голове его (Екк 2:14). Стало быть, проходящие и отклоняющие непременно злословят Сына Божия, потому что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса (1 Кор 12:3).
И злословящие произносят разные речи: одно злословие говорят те, кто не понимает и не слышит то, что говорится <…>. Иисус сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19). Проходящие же, словно лжесвидетели (Мф 26:60), наговаривали на Иисуса, будто это было сказано не о Нем, и поносили Его: Разрушающий храм и в три дня Созидающий его! В самом деле, не Он разрушает храм, но что другие разрушают, то Он созидает: будь то храм тела Своего (Ин 2:21), который был предан иудеями смерти, будь то храм Его свидетелей и всех, которые приняли в себя Слово Божие и умерли из-за козней нечестивых ради благочестия (ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и оживут (Ин 5:25; 5:28). И они солгали не только тем, что говорили: Разрушающий храм, но и тем, что сказали: «и Я в три дня создам (reaedificabo) его». Ведь Господь не сказал, что создаст Его, но воздвигнет (suscitaturum) . Ибо слово «создание» (aedificationis) не показывает внезапность действия, а «воздвижение» (suscitationis) показывает.
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Мимоходящии же хуляху Его, покивающе главами своими и глаголюще: разоряяй церковь и треми денми созидаяй, спасися Сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста
мимоходящие тою дорогою иудеи. Марк (15, 29) сказал, что они говорили: уа, разоряяй церковь и т. д. Уа означает насмешку и издевательство. Говорили это, представляя Его как бы лжецом.
Ст. 39-40 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста
(Мк. 15:29, 30). Adversariorum scommata possunt numerari septem (насмешек врагов можно насчитать семь — Бенгель). Как и всегда бывает, на публичную казнь собралось смотреть множество народа, который проходил толпою близко (παραπορευόμενοι) от креста. Проходившие порицали Христа, бранили Его, выражая свое злорадство киванием или покачиванием головы (ср. Иов. 16:4; Пс. 21:8; 108:25; Ис. 37:22; Иер. 8:16; Плач. 2: 15). Не все, конечно, припоминали слова Христа о разрушении храма и восстановлении его в три дня. Но видно, что слова эти когда-то поразили народный слух, были воспроизведены на суде у Каиафы и, по всей вероятности, передавались из уст в уста. Наличная действительность была совершенно противоположна такому утверждению Христа. Тут все говорило только о крайнем страдании и уничижении. Красивые кресты с изображениями Спасителя существуют только в воображении художников. В действительности же не было ничего подобного. Мы не должны ничего здесь воображать, кроме самого крайнего ужаса и самой крайней человеческой бедности и страдания. И этот ужас, эти страдания вызывали не сожаление, а насмешки!
Толковая Библия.
Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
См. Толкование на Мф. 27:35