Ст. 10-11 И сказал (Господь) им (ученикам): …если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу
Какая страшная участь! Пойми, что эта участь не палестинских городов и домов времени Христа, которые отвернулись от учеников и от Христова учения, это — участь всех отвергающих евангельскую истину во все времена и во всех народах. Содому и Гоморре — городам, из-за безнравственности в наказанье сожженных огнем, — отраднее будет в день суда, нежели городу тому, который отвергнет вас, вестников Божия Слова. Не об апостолах заботится и не им обеспечивает радушный прием, а скорбит об ожесточенных сердцах, сознательно отвергающих истину, когда она известна, проповедуется. Как в другой раз записал апостол: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!» (Мф. 11:21). Такова страшная участь сознательно отвергавших истину. «Если бы Я не приходил и не говорил им, они не имели бы греха, а теперь они не имеют оправдания в грехе своем». Теперь не имеют оправдания, потому что пренебречь истиной — значит сознательно обречь себя на власть тьмы. А для тьмы — участь тьмы. Здесь только справедливость. Что сеял, то пожнешь! Разве можно шутить Словом Жизни? Разве можно безнаказанно пред Вечной Правдой пройти с усмешкой презрения мимо откровенного Слова Божественной Истины: «какая ненависть, какая глупость!» Разве можно безнаказанно предпочесть Слову Вечной Правды побасенки ограниченного человеческого ума?! Вот и результат: предпочел умную тьму — оставайся во тьме. «Горе тебе, Хоразин! Содому и Гоморре будет отраднее в день суда», потому что Содом и Гоморра не слыхали проповеди истины. Если бы в Содоме были явлены силы (и значит, была проповедь истины), явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф. 11:23). Тебя не заинтересовало слово Правды? Ты отверг Свет Истины? Ты остался глух к призывам спасения? Евангельские рассказы для тебя — наивная фантазия? Тебе дороже кичливое пустословие человеческого ума? Так получи свое — осуждение отвергнутой истины! Истина — вечное Евангелие, отвергнутое тобой, твой неумолимый Судья; «отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). «И увидел я… ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие… и говорил он громким голосом: убойтесь Бога… ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:6-7). И суд за отвергнутую истину будет только истинен: вся вселенная подтвердит это. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41). Проповедь пророка смягчила сердца грешнейших ниневитян, а ты глух и отвергаешь проповедь Самого Сына Божия. Ты — нераскаяннее грешнейших ниневитян! И они восстанут на суд и будут свидетельствовать против тебя! Тебя не смягчит призыв Самого Бога! «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:42). Царица южная (Савская), ища истины, когда услышала о необычной мудрости Соломона, от пределов земли пришла за словом о жизни. Царица презрела все опасности дальнего и неизвестного пути. Она презрела женскую слабость… и идет и ищет человеческой мудрости, чтобы научиться истине жизни. А к тебе пришел Сам Спаситель! Он зовет, открывает небесные тайны и дает исцеленье всей твоей немощности, а ты беспечно или горделиво отвернулся. Так какое же может быть оправдание тому, что остался ты во тьме и грехе? Никакого! Горе тебе! Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда…
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места
См. Толкование на Мк. 6:6
И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места
У евангелиста Матфея сказано: В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь. Кто достоин (Мф. 10:11), т. е. достоин того, чтобы остановиться и жить у него, – именно, кто добр, благочестив и расположен к принятию проповеди, чтобы, как замечает блаж. Иероним, недоброй славой принявшего не посрамить достоинств самой проповеди.
Толкование на Евангелие от Марка.
Ст. 10-11 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу
(См. Мф.10:11–15).