и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства
Она танцевала, а после пляски совершила другой грех, еще более тяжкий, ибо убедила этого безрассудного человека с клятвой пообещать ей, чего бы она ни попросила. Видишь, к какому безрассудству приводит клятва? А что, если бы она попросила твою голову? А если все царство? Он, однако, ничего такого не сознавал, ибо рядом стоял дьявол, сплетавший прочную западню, и с того времени, как тот произнес клятву, он и ловушку расставил, и повсюду раскинул сети. О, преступная просьба! Но она все же уговорила его, задумав накинуть узду на этот священный язык, который и доныне вопиет. Ведь каждый день, а вернее, в каждой церкви вы слышите, как Иоанн вопиет через Евангелия и говорит: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (ср. Мф. 14:4). Ирод отсек голову, но не пресек гласа, заставил замолчать язык, но не само обличение. Видите, что делает клятва? Отсекает головы пророкам. Видишь приманку? Устрашись погибели!
Огласительное слово о клятве.
Так дорожил Ирод своей властью и так мгновенно был пленен своей страстью, что уступил под воздействием ее пляски. Что удивляться произошедшему в те времена, когда и сейчас, после такой премудрости, ради пляски этих изнеженных юнцов многие отдают даже собственную душу, не нуждаясь в какой бы то ни было клятве? Ибо, плененные наслаждением, они следуют, будто овечки, куда их потащит волк.
Гомилии на Евангелие от Матфея.
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства
Наконец, в сцене с Соломией он уже почти совсем не владеет собою. Напряженное до последней степени сладострастие отуманивает его, и он дает свою безумную клятву. Он уже полный раб страсти! Так при отсутствии сопротивления усиливается страсть, захватывая в свою деспотическую власть человеческую душу. Наряду с этим мы замечаем и другое явление: один вид допущенного греха вызывает множество других. В данном случае вслед за блудною похотью является вероломство по отношению к брату, кровосмесительное прелюбодеяние, несправедливость, жестокость, насилие по отношению к Иоанну, суетная клятва, тщеславие перед гостями, ложное самолюбие и, наконец, убийство. Как будто за первой змеей пробудившейся страсти, сознавшей свою силу, сразу начинает шипеть и шевелиться целая стая других змеек, до сих пор мирно дремавших в душе. Наконец, нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что искушения, представляющиеся Ироду, становятся все серьезнее, а преступления тяжелее. Как будто идет проверка, до какой степени падения может дойти этот человек, подчинившийся пороку.
Беседы на Евангелие от Марка.
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства
См. Толкование на Мк. 6:21
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства
Мы слышим здесь о трех одинаково бесчестных деяниях: о безудержном праздновании дня рождения, о распущенной пляске девицы и о необдуманной клятве царя. Каждое из них учит нас не поступать таким образом… Приняв решение, Ирод стал его жертвой: он должен был либо нарушить клятву, либо навлечь на себя другой позор, дабы избежать клятвопреступления. Поэтому если случится нам опрометчиво дать клятву, которая при рассмотрении приведет к еще худшим последствиям, то следует изменить ее в соответствии со здравым смыслом: как можно скорее нарушить клятву, чтобы не впасть в еще большее преступление как раз из-за опасения преступить ее. Вот Давид поклялся перед Богом убить Навала, человека глупого и нечестивого, и разорить все его имущество, но при вмешательстве мудрой Авигеи сразу же оставил угрозы и вложил меч в ножны, не чувствуя вины за то, что нарушает клятву, данную прежде (1Цар. 25:2-39). Ирод же поклялся дать пляшущей девице все, что она пожелает, и, испугавшись разговоров пирующих, сам пир осквернил кровью, когда назначил наградой за танец убийство пророка.
Гомилии на Евангелия.
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства
Из этого поступка Иродова виден как деспотизм его, так особенно крайнее развращение; ибо, чтобы наградить юную развратницу, он призывает Бога в свидетеля, что даст ей все, чего бы ни вздумалось ей просить (Мих.). „Смотрите, замечает при этом в своей беседе Евсевий еп. Могилевский, до чего доводит страсть, как уничижает она человека, как помрачает его смысл и здравое чувство. За что Ирод хочет дать даже до полцарствия? За пляску“.
Толкование на Евангелие от Марка.
и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства
См. Толкование на Мк. 6:22