Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
Божественное Слово одинаково сокрыло от нас и конец всего, и предел каждого (потому что со всеобщим концом наступает кончина каждого и с кончиною каждого приближается конец всего) для того, чтобы день ото дня мы возрастали, будучи призываемы, «устремляясь вперед и забывая то, что позади» (ср. Фил. 3:13), поскольку конец неизвестен и всегда ожидается. Ибо, если кто будет знать точный день конца, не начнет ли он пренебрегать настоящим? Тот же, кому такое знание недоступно, не станет ли готовить себя каждый день? Потому и прибавил Спаситель к сказанному: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 25:13).
Против ариан.
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
Не считаю, что ошибается тот, кто знает, что он чего-то не знает. Ошибается тот, кто полагает, будто знает нечто, чего он на самом деле не знает.
Послания.
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
См. Толкование на Мк. 13:32
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
Если души ожидает суд, то следует более думать о том, как завершить свою жизнь, нежели о том, как лучше ее прожить. Ибо нет ничего полнее того, что в самом конце, однако ничто так не близко к концу, как суд Божий. Бог же будет судить в полноте, ибо судит в самом конце судом вечным как в наказание, так и в утешение; судит души, возвращенные не в зверей, а в свои собственные тела; все разом, в тот день, который знает только Отец (Мф. 24:36, Мк. 13:32); для того, чтобы вера оказалась испытана трепетным ожиданием, чтобы всегда нам помнить о дне том до тех пор, пока не узнаем, любого дня опасаясь и в любой день сохраняя надежду.
О душе.
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
См. Толкование на Мк. 13:32
Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
Увещание к бодрствованию (см. Мф. 24:42).
Слово «молитесь» в лучших новейших изданиях не читается.
«Время» (καιρός) может означать и отдельный момент, но обыкновенно имеет значение периода, эпохи (ср.Мк. 1:15). Отсюда видно, что апостолы не получили указания на какое-либо определенное знамение, которое могло бы возвещать наступление последнего дня. Таким знамением не могло быть и разрушение храма. Вельгаузен даже высказывает мысль, что это место вставлено в Евангелие уже тогда, когда христиане увидели, что разрушение Иерусалима не повело вслед за собой разрушения мира. В этой мысли, конечно, верно только то, что вообще в Евангелии и именно в эсхатологической речи Христа вовсе и не были соединены эти два момента…