И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Стеклянное море, думаем, означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость Святых, добродетельными лучами которой они просветятся подобно солнцу (Матф. 13, 43). - А что там смешан огонь, так сие можно разуметь из написанного Апостолом: каждого дело, каково оно есть, огнь искусит (1 Кор. 3, 13). Нисколько он не вредит чистым и нескверным, потому что, по Псаломскому изречению (Пс. 28, 7), имеет два свойства: одно - опаляющее грешных, другое, - как разумел Василий Великий, просвещающее праведников. Правдоподобно и то, если под огнем разуметь Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне открылся Бог Моисею и в виде огненных языков Дух Святый сошел на Апостолов. - Гусли означают умерщвление и благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа.
Толкование на Апокалипсис.
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Очевидно, что вода крещения освящена огнем Святого Духа, или еще, что касается свойства огня, стала красной силою мученичества. Поэтому мы читаем: Сосуды горшечника испытывает печь, а праведников - искушение в скорби.
И видел стоящих победивших зверя и образ его, и начертание его и число имени его. Стоящие - то есть устойчивые в вере. Псалом описывает это почти в том же ключе. Ибо после этого говорит: Который сотворил небеса в разуме (Пс 135:5), конечно, обозначая духовных, наслаждающихся ясным постижением вечной правды. Он прибавил: утвердил землю на водах (Пс 135:6), указывая на тех, кто не пал после крещения. Ибо хотя представляется, что они питаются молоком, однако они не увлекаемы всяким ветром учения (Еф 4:14). Поэтому о них и говорится, что они победили зверя и его образ.
Гусли - это сердца, посвященные хвалам, и мелодии, воистину созвучные обоим Заветам. Или он показывает плоть, распростертую на древе страдания, чем не только звук голоса, но и результат благого действия обозначается. По этой причине он упоминает столь великого мужа, как Моисей, о котором свидетельствует Бог, говоря: раб Мой Моисей, - он верен во всем дому Моему (Числ 12:7).
Комментарий на Откровение.
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Где-то в своих сочинениях премудрый Павел говорит: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается (1 Кор 3:12-13). Стало быть, не только грешники, которые взваливают на себя легковоспламеняющийся груз греха, но и праведники, которые привлекают и золото, и драгоценные вещества, подвергнутся испытанию огнем. И здесь он именно то и говорит, что окончательно победившие зверя стоят на стеклянном море, смешанном с огнем. Стеклянном по причине блеска и чистоты стоящих на нем праведников. А смешанном с огнем - из-за того, что он очищает и уничтожает всякую грязь. Ведь и праведники нуждаются в очищении. Ибо все мы много согрешаем (Иак 3:2), по слову Писания. Кто родится чистым от нечистого? Даже если один день жизнь его на земле. Гусли, как многократно говорилось, обозначают благозвучную песнь, возносимую Богу святым.
Комментарий на Откровение.
И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии
Видение моря пред небесным престолом было описано уже в IV:6; но прежде оно было ясно и спокойно, как кристалл, теперь же отливало огнем. Море это, как принадлежность Бож. престола, может быть понято как особенная сфера, как его отблеск подобно радуге (IV:3), как лучи Бож. существа, выражающие природу и свойства Его деятельности. По изображению 4:6 эти лучи были чистыми и спокойными (море было подобно кристаллу). Теперь же море смешано с огнем; теперь деятельность Божия по отношению к миру изменилась, и к ней присоединился огонь гнева Божия. На этом море, т.е. в сфере, в свете и блеске величественного и грозного Бож. существа стоят победившие зверя. Они победившие в том смысле, что не дали, не допустили зверя победить себя, не подчинились ему; они преодолели стремление зверя сделать их своими поклонниками и победоносно отошли в вечность к небесному престолу.