Ст. 6-7 Я видел, что жена упоена была кровью Святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов
Из многих мест Писания можно видеть, что названия даются городам сообразно с их деяниями и жизнью. Посему и древний Вавилон так назван, и слышим, что веселящаяся блудница (т. е. увеселяющийся блудодеянием город) есть повелительница чародеев и волхвов, и о древнем Иерусалиме сказано: лице жены блудницы бысть тебе (Иерем. 3, 3), и прежний Рим в послании Петра называется Вавилоном (1 Петр. 5, 13). Правильнее же и «Вавилоном и блудницей» называется город, имевший власть при Персах, и вообще всякий другой город, увеселяющийся убийствами и кровью. - Итак, увидя один из них осквернившимся кровями Святых, Евангелист весьма ужаснулся; но узнал от Ангела, что город, имевший власть всемирного царства, должен при кончине пострадать за беззакония, будет ли то державный город Персов, или возвративший прежнюю власть древний Рим, или же новый, или, если б кто вздумал разуметь, вообще царство, принимаемое, как говорено выше, за одно тело. Ибо знаем, что в каждом из них произведены разнообразные согрешения и пролития кровей Святых, хотя и не в одинаковой мере, – в одном больше, в другом меньше. И кто, например, исчислит кровь мучеников со времен Диоклитиана или их мучения в Персиде? А о происшедшем втайне при Иулиане и о предпринятом против христиан в новом Риме во времена арианства читающие знают из истории.
Толкование на Апокалипсис.
Ст. 6-7 И видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов
Ибо едино тело, которое сопротивляется Церкви как внутри, так и снаружи. То есть в Церкви - это ложные христиане, а вне Церкви - еретики и язычники. Хотя кажется, что тело отделено, однако при гонении Церкви оно содействует единству духа. Потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне стен Иерусалима (Лк 13:33), убивающего пророков. То есть не может оказаться, чтобы хорошие христиане претерпевали какое-то гонение без плохих христиан. Так потомки [далеких] предков обвиняются в том, что забросали камнями Захарию, хотя сами они того и не совершали.
Изложение Откровения.
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим
См. Толкование на Откр. 17:1
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим
Далее Иоанн заметил, что жена была упоена кровью святых и свидетелей Иисуса Христа. Это говорит о том, что город Вавилон будет виновен в пролитии крови святых, в жестоком гонении против свидетелей христианской веры. И видя это, Иоанн дивился удивлением великим. Причина удивления Иоанна заключается в таинственном, достойном изумления сочетании зверя и жены, в их взаимной связи, общей деятельности и проявлении в мире. Далее и следует разъяснение.