И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела
Высота стены сто сорок четыре локтя. - Ибо сие число получается из означающего Апостольское учение числа двенадцати, взятого двенадцать раз.
Толкование на Апокалипсис.
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела
Здесь нам надлежит видеть меру в самой стене. Ибо стена этого города есть Господь наш Иисус Христос. Измерил мерою человеческою, то есть воспринятое человечество служит для защиты святых и для укрепления всякого благословения. Потому сказано, что мерою человеческою, какова мера и ангела, что Сам Он есть Ангел завета, о котором Он сказал: Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал 3:1). И еще: Нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис 9:6).
Рассмотрим, какая тайна в том, что высота стены была измерена во сто сорок четыре локтя. Сто, составленное десятью десятками, поступает на правую сторону. Отсюда видно, что вся полнота святых и вся праведность, которая заключается в исполнении десяти заповедей и пророчестве Евангелия, блаженно содержится в деснице Господа нашего Иисуса Христа. Сорок четыре, поделенное на четыре десятки, и четыре, полученное в остатке, означает подобным образом, что и четвероякая истина Евангелия, и существо всего небесного учения пребывает в Его силе. Ибо и само число двадцать четыре является суммой двух равных чисел, чтобы показать, что полнота ветхого закона и сила Евангелия пребывает в Нем и из Него исходит.
И мы знаем, что это символ апостолов Агнца или патриархов, или сам образ двадцати четырех старцев. Это число, помноженное на шесть, показывает, что в этих шести днях настоящей седмицы, в которые сотворен мир, всякое собрание и полнота святых содержится, как и в Господе нашем Иисусе Христе всякое совершенство и всякая праведность всех блаженных, как показано, сохраняется.
Трактат на Откровение.
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела
Очевидно, что часто во многих местах ангел обозначает Церковь. И поскольку Церковь собрана и состоит из людей, и возвышена обетованиями Христа, она надеется на равенство с ангелами и всецелым желанием томится по общению с ними. Поэтому и говорит Иоанн: мерою человеческою, какова мера и ангела.
Комментарий на Откровение.
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела
Во многих местах божественного Писания, по обыкновению, ангелы называются именем людей. Это очевидно из тех случаев, когда архангел Гавриил представлен как человек Божий (Дан 9:21). Говорит и пророк: человеков и скотов хранишь Ты, Господи! (Пс 35:7), под человеками подразумевая ангелов, а под скотами - людей; ибо в сравнении с разумением ангелов люди несмышлены и подобны скотам. <…> Но и Господь, согласно Луке, называл ангелов людьми, когда говорил: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака (Лк 12:35-36). В самом деле, коль скоро ангелы во многих местах, как говорилось выше, называются людьми, взор их устремлен к Богу.
По причине этого здесь говорится: [стену его измерил во сто сорок четыре локтя] мерою человеческою, какова мера и ангела. Сказанным подразумевается, что Божество во всех отношениях непознаваемо, ведь мы выше предположили, что стена города - Христос. И особенно в постижении величия Бога люди оказываются [в равном положении] с ангелами. Поэтому измеряется стена локтем ангельским, а не человеческим.
А то, что [стена имеет измерение в] сто сорок четыре локтя, несет в себе некое таинственное число, соответствующее ангельской мудрости, которая и дает ясное различение.
Комментарий на Откровение.
И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела
См. Толкование на Откр. 21:9