Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. И здесь показывается достоинство Владыки, посылающего Ангела. А слово свидетельствовати поставлено вместо засвидетельствовати.
Я есмь корень и потомок Давида. Как Бог, Христос есть корень Давидов, а как от него происшедший, есть род его.
Звезда утренняя и денница - Он же самый, как воссиявший нам заутра Тридневен и как имеющий явиться Святым и в утро всеобщего воскресения уставить после ночи настоящей жизни нескончаемый день.
Толкование на Апокалипсис.
звезда светлая и утренняя
Это та звезда истины, которою волхвы были приведены к Его целительному присутствию. И никакое наше толкование не может быть яснее, чем слова данной книги.
Трактат на Откровение.
Я есмь корень и потомок Давида
Здесь Христос говорит о двойственности Своей природы, поскольку по Божеству Он является творцом Давида и в то же время родился от семени Давидова по плоти (Рим 1:3). В Евангелии Господь задает тот же вопрос иудеям: как же Христос сын Давиду, если Давид в Духе называет Его своим Господом?
звезда светлая и утренняя
Он после ночи страданий явился во свете единого воскресения и жизни, показав миру слово и пример. Об этом было сказано и блаженному Иову: Можешь ли выводить созвездия в свое время (Иов 38:32)?
Изложение Откровения.
звезда светлая и утренняя
Открывая сияние благодати Нового Завета, Иоанн говорит о времени первого воскресения, когда Христос воскрес из мертвых. Поэтому мы читаем: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа (Пс 129:6).
Комментарий на Откровение.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах
Засвидетельствовать означает сделать гласным не в тайне или келейно - но во всеуслышание, повсюду в церквях, чтобы никто, имея дурные намерения, не творил зло под предлогом незнания.
Я есмь корень и потомок Давида
Впрочем, как будто по поводу указанного последовательней было бы сказать: Я есмь новая отрасль корня Давидова. А здесь, напротив, корнем Давида Он называет Себя, и не только корнем, но и потомком, как прежде говорилось.
Он - корень и причина всего, в том числе и Давида, почему Он есть Бог и признается Богом. Но Он, конечно, и потомок Давида, взошедший от него по плоти, почему Он есть человек и признается человеком. И таков Он есть, ибо говорить о том же часто для меня не тягостно, а читающим - безопасно, как в одном месте сказал собственными словами божественный апостол.
Он, таким образом, Еммануил по Божеству и человечеству, при этом совершенными обладая природами, каждая из которых совершенна, согласно соответствующему определению - неслиянно, непревращенно, неизменно, неизмышленно. Мы убеждены и в том, что после неизреченного соединения Он стал одним лицом и одной ипостасью, и одной энергией, пусть даже различие природ, от которого, как мы утверждаем, произошло неизреченное соединение, не непознаваемо, равно как и природное их свойство по качествам, согласно словам святого отца нашего Кирилла.
звезда светлая и утренняя
Под звездой утренней Он подразумевает солнце, поскольку у Малахии Он назван Солнцем правды (Мал 4:2); а еще у пророка в псалме сказано: обрушился на них огонь - то есть на иудейских первосвященников, - и не видят солнца (Пс 57:9), - разумеется, Солнца правды, Христа.
Либо Он подразумевает утреннюю звезду. Ведь и таким образом Его называет Петр во Втором послании: доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет 1:19).
Комментарий на Откровение.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя
См. Толкование на Откр. 22:10