Не слышателие бо закона праведны пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся
Что пользы, если мы каждый день слышим, однако не заботимся о делании этого? Поэтому прошу, поспешим творить такие дела, ибо иначе нельзя спастись: чтобы и прегрешения смыть, и удостоиться человеколюбия от Самого Владыки, благодатью и милостью Господа нашего Иисуса Христа.
Гомилии на книгу Бытия.
См. также толкование на Рим. 2:10
Не слышателие бо закона праведны пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся
Видимо, что Апостол, оставляя язычников, больше и больше налегает на иудеев. Как они хвалились законом и за ним прятались, как за оградою; то закон же обращает он в осуждение им и, эту ограду подрывая, обрушивает на них суд праведный, всею тяжестию подавляющий. Хорошо, что у вас закон, ясно изображающий, что должны вы делать и чего не делать, хорошо, что вы ясно слышали и слышите о всем этом. Это не малое преимущество. Но пред Богом не то ценно, что у вас есть Писание, изображающее закон, и что вы слышите его, а то, если исполняете. Если исполняете, больше вам чести; а если не исполняете, что пользы от закона? Никакого не придаст вам это веса. Одни творцы закона оправдятся.
Таков общий закон Божественного правосудия, по которому будет совершаться всемирный суд. Творцы закона оправдятся: когда? В день суда (стих 16). Потому стих 16 стоит в прямой связи с настоящим, 13-м, как его дополнение. В стихах 14-м и 15-м Апостол объясняет, что у язычников есть свой закон. Доселе не раз он говорил, что язычники знали закон и, несмотря на то, грешили, потому безответны; но как знали, — не объяснял. Делает это теперь. Ибо, поставив на одну линию пред судом иудея и язычника и делая того и другого ответным — каждого пред своим законом, он должен был объяснить наконец и это. Что у иудея был пред глазами закон, об этом и говорить нечего. Но какой закон у язычника? Иудей мог говорить: что ты его равняешь со мною? У него никакого закона нет, и все дела его грешны и нечисты пред Богом. Какого ему ожидать оправдания и соответственной награды? Язычник мог думать: если не дан мне закон, за что меня осуждать? Пусть идут в муку вечную одни иудеи. — Апостол и объясняет, как у язычника написан закон и как потому и награда ему пристойна, и наказание не неправедно.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
См. Толкование на Рим. 2:1
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Вопрос: Если, по Апостолу, исполнители закона оправданы будут, то почему он говорит еще и так: оправдывающие себя законом… отпали от благодати (Гал. 5:4)?
Ответ: Не вообще исполнители закона будут оправданы, а [исполнители] закона духовного и понимаемого духовно; исполняя духовный закон по внутреннему человеку (Рим. 7:22) в духе, они будут оправданы, не отпадая от благодати, благодаря сошествию Слова в глубину души вследствие [ее] очищения. Служащие же телесно зримой стороне закона, конечно, отпадают от божественной благодати, не ведая очищающего ум от всякой скверны совершенства духовного закона в благодати и конца [его] - Христа (Рим. 10:4).
Вопросоответы к Фалассию.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Не для того для нас установлен закон, чтобы услаждался наш слух, но чтобы направлять к совершению добра.
Толкования на послания святого Павла.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Павел говорит так, потому что праведны не те, кто слушает закон, но кто верит во Христа, Которого этот закон обещал. Это и значит - исполнять закон. Всякий, кто не верит закону, не исполняет его, покуда не принимает Того, о Ком закон свидетельствует. Однако тот, кто, как кажется, не находится под законом, поскольку плоть его не обрезана, но верит во Христа, - достоин, чтобы о нем было сказано, что он исполнил закон. А вот говорящий, что находится под законом, то есть иудей, становится слушателем закона, а не исполнителем, потому что не верит во Христа, о Котором написано в законе, как Филипп говорит Нафанаилу: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисус (Ин. 1:45).
Комментарий на Послание к Римлянам.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Те, которые под законом, осудятся (Рим. 2:12) потому что нарушили закон, и мертвы в самих себе, и «немилостивы» (Рим. 1:31), - если не покаются. Итак, Бог Отец оправдывает всякого, кто поистине повиновался повелениям, веруя Христу… Вот для него, верующего во Христа, как я сказал, Он положил в качестве награды оправдание.
Комментарий на Послание к Римлянам.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Яснее определяет Апостол сказанное в предыдущем стихе, почему и согрешившие в законе законом суд примут, и тем яснее опровергает ложное мнение Иудеев, будто они, как избранный народ, как потомки Авраама, как имеющие Богооткровенный писанный закон, будут пользоваться преимущественным правом на оправдание пред Богом или на милость от Бога, как Бога Авраама, Исаака и Иакова. Как бы так пишет Апостол: нет, и Иудеи, согрешившие под законом, не оправдятся, а будут осуждены; потому что из имеющих закон оправдятся только те, которые исполняют закон, а не все те, которые слушают и знают его. Под слушателями закона разумеются и слушающие, и читающие закон, и знающие его, но не исполняющие. Апостол отличает слушателей закона потому, что закон Моисеев изучаем был народом Иудейским преимущественно посредством слушания его, когда он читался в синагогах и во храме, но не посредством чтения; потому что тогда не было еще известно искусство книгопечатания, а переписывание книг было сопряжено с большими издержками и затруднениями, для народа непреодолимыми.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Здесь Апостол подтверждает мысль о необходимости осуждения согрешивших иудеев. Моисей некогда говорил евреям, что закон, им данный, есть величайшее сокровище, обладание которым ставит евреев в особое, исключительное положение среди всех народов земли (Втор IV). Конечно, он говорил это в том предположении, что евреи будут исполнять этот закон; но они, с течением времени, утвердились в той мысли, что закон Моисеев - это спасительный для них палладиум, волшебное средство для избежания всяких общественных бедствий, что, зная закон, они этим самым уже становятся полноправными членами царства Мессии и никакому суду подлежать не будут. Апостол теперь и разбивает их самомнение. Одного знания закона недостаточно для спасения - нужно исполнение требований закона. - Слушатели закона - намек на субботние собрания евреев в синагогах для слушания отделов из Ветхого Завета (ср. Деян 15:21; 2Кор. 3:14). - Пред Богом (para qe) = по суду Божию (ср. 1Кор.3:19; 2 Сол 1:6). - Исполнители закона. Апостол сам ниже говорит, что исполнителей закона в полном смысле слова не может и быть (3:20). Следовательно, и здесь он мог иметь в виду только людей, по мере сил своих старающихся исполнять закон. - Оправданы будут. Точно так же и оправдание, о каком здесь идет речь, не есть признание всецелой праведности человека, не есть свидетельство о том, что некоторые люди могут исполнить весь закон (Моисеев или евангельский). Это означает только, что Бог наградит людей, стремящихся к исполнению закона и, по мере сил, его исполняющих. Заметить нужно, что оправдание здесь уже не имеет такого значения, какое оно имеет в 1-й гл. (и в III-й). Там оно означало усвоение грешником праведности Божией, очищение грешника и снабжение его благодатными силами для новой жизни во Христе; здесь оно имеет смысл оправдательного приговора, какой будет высказан над жившим по закону Божию человеком на последнем суде Божием.
См. также Толкование на Рим. 2:1