Что бо, аще не вероваша нецыи? Еда убо неверствие их веру Божию упразднит
См. Толкование на Рим. 3:1
Ст. 3–4 Неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив
Почётнее других прежде познанные (Богом), получившие в качестве детоводителя закон (cр. Гал. 3:24), имеющие обетования о Христе, да и на деле получившие обещанное, призванные прежде прочих — ведь Спаситель говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24) — и ставшие начатком спасённых через веру. Ведь если некоторые, говорит он, из-за повредившегося образа мысли отпали от веры, разве Бог тем самым может лишиться того, чтобы Ему быть истинным? Итак, хотя Отец послал с неба Сына, но не все поверили Ему, неужели тогда, если некоторые оказались строптивыми и неверными, Бог из-за этого не будет истинным? Отнюдь нет! Но Бог да будет истинен, а всякий человек лжец1). Иными словами, да будет Он нами мыслиться и называться истинным, а обвинение во лжи да вынесено будет всякому человеку. Ибо если Божественная природа совершенно непреложна и неизменна, то природа человеческая крайне неустойчива и, что касается возможности, всякий человек лжец. Ведь временами ложь, как грех, одолевает человеческий разум, и природа каким-то образом воспринимает и этот недуг, однако недозволительно мыслить и говорить что-то подобное о Боге, господствующем над всем. Следовательно, истинным будет обвинение в том, что природа человека, то есть его разум, способна подвергнуться лжи. Так говорит негде и блаженный Давид: «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь» (Пс. 115, 2). Но то же самое рассуждение касательно Бога и нас относится и ко всему прочему. Например, о праведности можно с полным основанием сказать: Бог да будет праведен, а всякий человек неправеден.
Из катен
Что бо, аще не вероваша нецыи? Еда убо неверствие их веру Божию упразднит
Не смотри ты на это неверие. Оно не мешает делу Божию, издревле предначертанному. Не веруют: пусть их. Но Бог не смотрит на это неверие, а делает Свое дело. Обетовал Бог, что придет Избавитель; Он и пришел, и благовестие о Нем разносится по всей вселенной. То, будто Ветхий Завет неотложим, есть не Божия вера, а ложная вера ваших перваков. Божия же вера та, чтоб завет тот стоял до времени и в свое время престал, уступив место лучшему завету. Вот он ныне и престал, по Божию устроению, и мы о сем возвещаем вам. Таким образом вера Божия входит в дело и самим сим явлением своим на деле обличает лживость веры тех и лишает всякого веса то, что они не верят Новому завету. Их неверие никакой не наводит тени на веру Божию. Не колеблись их неверием и твердо держи в сердце, что престал закон и уже вошел в силу Новый Завет.
Надо заметить, что в первое время распространения Евангелия неверие иудеев, особенно знатнейших и ученейших, естественно возмущало покой веры верующих, и они, и сами для себя, и для других, держали наготове противовесные тому указания истории, что неверие предержащих не есть несомненно верное доказательство правоты их неверия и, следовательно, неправоты веры. Замечательна в сем отношении речь святого Стефана-первомученика в синедрионе. По всей истории проводит он цепь опытов упорного противления сильных иудеев намерениям и распоряжениям Божиим, — что самими слышащими его в настоящее время признается неправым. Потом заключает: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы (Деян. 7, 51). Из этого представления прямо следовало, что неверием предержащих иудеев нечего смущаться. Они всегда были таковы. Их неверие не должно колебать нашей веры и побуждать нас отвергать веру Божию. Такого рода оправдания веры, надо полагать, нередко происходили у христиан из иудеев как в беседе с другими, так и в размышлениях с самими собою. Это же восставляется в сознании иудея и здесь Апостолом. Что же, говорит, что некоторые не веровали? Некоторые только не веровали, а некоторые уверовали. Те знатны, богаты и славны; а эти невидны и не богаты. Две стороны пред тобою. Как первые уже не раз оказывались не стоящими в истине противниками Божиих повелений, то тебе, по другим побуждениям склоняющемуся к вере или уже склонившемуся к ней и принявшему ее, нечего смущаться по причине их неверия. Ибо это предполагало бы в тебе такое помышление, что Бог может не исполнить Своих предначертаний и отменить Свои преднамерения, встретив неверие некоторых. Но это значило бы, что Бог отступился от Своего слова в силу неверия их, что неверие их пересилило планы Божии и сделало, что Он оказался неверен Своим обетованиям. А так думать можно ли? (см.: Фотий у Экумения).
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
Так, и не иначе: святость и достоинство исповедников не сокрушились оттого, что вера некоторых из них была сломлена.
О единстве кафолической церкви.
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
См. Толкование на Рим. 3:1
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
Бог всяческих, говорит апостол, изначально знал как тех, кто соблюдет закон, так и тех, кому предстоит его преступить, - поэтому неверующие никоим образом не повредили Божиим благодеяниям.
Толкования на послания святого Павла.
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
См. Толкование на Рим. 3:1
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
Итак, иудеям, как было сказано выше, вверено слово Божие, тем не менее некоторые, по словам Павла, неверны ни Богу, ни слову Божию. Именно они, поскольку неверны, названы обрезанными по плоти. О них и в другом месте апостол говорит: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор. 2:14). Однако неверность этих людей не уничтожает верности Божией. Под Божией верностью мы разумеем либо верность Бога по отношению к тем, кому Он вверил Свое слово, либо верность Богу со стороны тех, которые получили от Него божественные слова. Так что будем помнить, что неверность тех, кто не пришел к вере или отпал от нее, - пусть даже они смеются над тем, что мы совершаем дела веры: постимся, милосердствуем, изучаем закон Божий, в мученичестве принимаем страдания Христа,- что эта неверность не уничтожает верности Божией, которая пребывает в нас.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию
Павел не говорит, что некоторые из иудеев не пожелали поверить в то, что Бог обещал сынам Авраама и что на основании этого предрешится судьба остальных иудеев, - чтобы не говорили, что они недостойны принять то, что Бог обещал верующим. Конечно, поскольку дано подобное обещание, оно должно быть на пользу верующим. Итак, будучи разгневан их, то есть иудеев, вероломством, Бог даст прочим верующим жизнь вечную, которую обещал в будущем через Иисуса Христа (см. Ин. 3:14-15; Деян. 13:48). Не поверившие же сами сделались недостойными без всякого приговора других. Сказав это, он одобряет верующих иудеев, поскольку они неповинны в том, что многие иудеи не захотели поверить.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Ст. 3-4 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем
Ибо что же? т. е. как понять это? (неверие иудеев обетованиям, по-видимому, совершенно уничтожает все значение этих обетований). - Если некоторые и неверны были. Выражение некоторые (τινές) означает часть целого, но не указывает, насколько велика эта часть. - Неверны были - точнее: не уверовали (ηπίστησαν), т. е. не уверовали в пришедшего Мессию, имея обетование о Нем. Для Апостола в то время уже вполне выяснилось отношение иудейского народа ко Христу (ср. IX-XI гл.). - Неверность - точнее: неверие (во Христа). - Уничтожит ли, т. е. лишиться силы? - Верность Божию, т. е. верность Бога Своим обещаниям, какие Он дал некогда народу Своему. - Никак. Бог верен… Здесь Апостол утверждает вообще верность Бога данным обещаниям, но для всякого ясно, что тут же дается ответ и на поставленный в 3-м ст. вопрос. Павел хочет сказать, что Бог непременно исполнит на еврейском народе данные патриархом этого народа обетования, но эту мысль он высказывает и развивает только в конце СI-ой гл. - Всякий человек лжив. Только человеку, существу слабой воли, свойственно лгать, т. е. изменять своим словам и обещаниям. - Бог же не таков! Ты праведен… В пс. L-ом, отрывок из которого представляют эти слова, Давид кается пред Богом в том, что он согрешил пред Ним, пред очами Его. Этим он хочет сказать, что он хорошо понимал, что делал, - Бог ему разъяснил еще ранее (в законе) преступность таких дел, какие совершил Давид, но Давид все-таки совершил их (ср. 8-ой ст. его псалма). Отсюда получается сходство между Давидом и израильским народом. Израиль, носитель божественных откровений, был хорошо ознакомлен с тем, что такое грех против Бога и к каким последствиям он ведет. Если теперь, вопреки этим чрезвычайным вразумлениям, он все-таки впал в ложь - отверг Мессию, то уже не должен, не имеет права обвинять Бога за свое отвержение. Перед словами: Ты праведен нужно прибавить союз: чтобы, так как в греч. тексте здесь стоит опущенное в русском ώπως άν, и все выражение поэтому лучше перевести так: «чтобы Ты был признан, как праведный (в суде над Давидом и Израилем)». - И победишь - и чтобы Ты явился победителем, если Ты начнешь тяжбу (конечно, по поводу отвержения Израиля, на что Израиль выразил недовольство). Апостол приводит слова его пс. по тексту LXX.
См. также Толкование на Рим. 3:1