Аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть
См. Толкование на Рим. 7:9
Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
См. Толкование на Рим. 7:8
Аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть
Вот что вышло, по причине греха, живущего в нас! Заповедь дана была в живот, — чтоб более живить нас и преисполнять истинною жизнию: сотворивый та человек жив будет в них (10, 5); но как, поблажая греху, мы не стали ее исполнять, то, греша при ней сознательно, мы тем подавляли, заглушали и убивали в себе истинную, свойственную нам, жизнь. И живоносная заповедь обретеся ми в смерть. — Обретеся — выражает нечаянность такого явления. Имелось в виду одно, а вышло другое, совсем противоположное. «Для сего собственно сказал Апостол: обретеся, — желая показать, что иная была цель закона, иное же произошло, по причине греха (то есть самоугодия)» (блаженный Феодорит). «Не сказал: сделалась смертию или породила смерть; но: обретеся в смерть, — объясняя тем необычайность и странность такой несообразности, в которой виновны единственно сами люди. Если хочешь знать цель закона, он вел к жизни, для чего и дан; если же произошла из того смерть, виновны в сем принявшие заповедь, а не самая заповедь, которая ведет к жизни» (святой Златоуст). «Апостол все приводит в защищение закона и заповеди, обличает же лукавство греха. Ибо говорит: заповедь — подательница жизни; но обращение к худшему породило смерть» (блаженный Феодорит).
Не пропусти кто без внимания слово Апостола: заповедь, яже в живот. Хоть Апостол очевидно рассуждает о законе ветхозаветном, но этим выражением обозначает и силу заповеди вообще. Существо заповеди — вводить в живот и источать из себя живот тем, кои живут по ней. Заповедь есть выражение воли Божией о том, как нам следует действовать. И все сущее живет по воле Божией: в творении вложены во всё законы воли Божией; в промышлении они хранятся тою же волею Божиею, и все направляется к последнему концу сею же волею. Заповедь всюду царит. Вступающий в путь заповедей вступает в согласие со всем сущим — и с миром умным Ангельским, и с миром вещественным, и, первее, с Самым Божеством, — погружается в поток всеобщей жизни, движимой и производимой всеоживляющею волею Божиею. Вот почему и сказал Апостол: яже в живот. Природа заповеди такова, чтоб давать вкушать жизни. Евангелие и все домостроительство спасения тем и живоносно, что дает верующему возможность пребывать в том чине жизни, какой требуется заповедию. К сему и слово Божие, к сему и благодать. И Апостол будто тень какую наводит на закон и заповедь не за тем, чтоб отвращение к ним возбудить, но чтоб побудить устремиться ко Христу верою (см.: Экумений) и, получив от Него оправдание и освящение, сделаться способным жить по заповеди, или по воле Божией, или даже не иначе жить, как таким образом.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти
См. Толкование на Рим. 7:8
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти
См. Толкование на Рим. 7:9
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти
Когда Бог положил заповедь о древе, диавол сразу же приблизился к жене в образе змия и обратился к ней с обманными речами (см. Быт. 3:1-5). Она же, поддавшись на приманку и увидев красоту плода, не устояла перед удовольствием, и преступила заповедь, и немедленно получила вместе с Адамом определение смерти, ибо и он соучаствовал, вкусив плода (см. Быт. 3:6-19).
Толкования на послания святого Павла.
Ст. 10-11 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею
Не сказал: заповедь сделалась для меня смертью, но: послужила, объясняя тем необыкновенность и странность такой несообразности. Цель заповеди - вести к жизни, для чего и дана она. Если же произошла из того смерть, то виной этого не заповедь: ибо меня обольстил и умертвил чрез заповедь грех, то есть стремление к худшему и испорченное и грехолюбивое сердце, а лучше сказать - удовольствие. Ибо если бы не было заповеди, показывающей грех, то я и совершающим грех не почитался бы, и не был бы повинен наказанию; ибо слово умертвил следует понимать о том и другом, и о грехе и о наказании, как и выше сказано о слове я умер. Вся сущность мысли апостола такая: когда нет закона, то грех не вменяется; когда же пришел закон и нарушен, то грех обнаружился и ожил, так что чрез нарушение заповеди грех, то есть обнаружение и состояние греха выступает, тогда как прежде он и не существовал и не вменялся, потому что и закона не было. Поэтому закон сам по себе не был причиной греха; но он не мог и освободить от него, так что вследствие этой немощи закона мы возымели нужду в благодати.
Толкования на послание к Римлянам.
См. также Толкование на Рим. 7:9
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти
Человек мертв, когда понимает, что виновен пред Богом, тогда как прежде считал, что за совершенные грехи не придется отвечать. Вот таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти. Верно, что закон дан для жизни, но поскольку он сделал человека виновным не только за совершенные до закона грехи, но и за те, которые он совершил после, то и данный для жизни закон послужил к смерти. Но, как я сказал, это так для грешника, потому что послушных Богу он ведет к жизни.
Комментарий на Послание к Римлянам.
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти
Смертью Павел называет кару, которую своим обманом навлек на нас грех, представляя временное и земное как то, что считается благим, и убеждая уклониться от закона, который обещает соблюдающим его вечную жизнь.
Комментарий на Послание к Римлянам.
а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти
См. Толкование на Рим. 7:9
Ст. 10-11 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею
Указанное выше действие заповеди было совершенно неожиданно для человека. Объяснить его можно только влиянием греха. - Заповедь, данная для жизни. Жизнь, т. е. благополучие внешнее в соединении с внутренним, основанным на тесном общении с Иеговою, была обещана исполнителю закона вообще (Лев 18:5; Втор 5:33), в частности и исполнителю 10-й заповеди. - Послужила. Здесь пропущено местоимение эта (auth), которое усиливает мысль. Вместо послужила правильнее перевести: оказалась (eureqh). Иоанн Златоуст видит в этом выражении намек на неожиданность и странность того исхода, какой имело дарование людям заповеди. Виною этого исхода были, по его объяснению, сами люди. - К смерти - ближе всего, временной духовной, так как только такая смерть наступила фактически; но потом это выражение может означать и вечную смерть, в противоположность вечной жизни, какую хотел дать своим исполнителям закон. - Потому что грех… Истинною причиною сейчас указанного обстоятельства был грех. Эту мысль, высказанную еще в 8-м ст., Апостол повторяет теперь с большею силою. - Обольстил меня. Как змей обольстил Еву, представил себя ее другом, а Бога - ее врагом, так и грех обольщает каждого человека, рисуя пред ним запрещенное в самом радужном цвете, хотя оно на деле не таково. - Умертвил, т. е. отдалил меня от истинной жизни.
См. также Толкование на Рим. 7:7