Ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь
См. Толкование на Рим. 9:1
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь
Бог изначально сделал Израиль Своим избранником и назвал его первенцем; но иудеи стали надменными и наглыми и, еще хуже того, убийцами Господа. Поэтому они и погибли: ибо они стали изгнанниками и отверженными и, раз утратив близость к Богу, были поставлены после язычников. Оказались они и чуждыми отеческого упования.
Фрагменты.
Ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки. Аминь
Ихже отцы. «Те славные и именитые, Богом которых наименовал Себя Бог» (блаженный Феодорит). Разумеются здесь Авраам, Исаак и Иаков. Хотя все знаменитые лица ветхозаветные именуются отцами, но эти по преимуществу суть отцы, как родоначальники народа и как такие, с которыми Бог положил завет — начало и основание Ветхого Завета и всех обетований. Почему как Бог именовал себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, так и иудеи и Бога именовали Богом отцов своих, и сами хвалились именами их, и дорожили тем преимуществом, что суть потомки таких родоначальников и отцов.
И от нихже Христос по плоти. «В заключение Апостол приводит величайшее из благ» (блаженный Феодорит). Тут основание и всех других преимуществ. Потому и всыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, что имел родиться в их роде предопределенный Избавитель рода человеческого, к Коему относились и все обетования. Все ветхозаветное держалось на Христе Господе. Почему отчуждение от Господа Спасителя делало ничтожным все другие преимущества.
Сый над всеми Бог благословен во веки. Сказав: от нихже Христос по плоти, — Апостол дал разуметь, что Христос одно есть по плоти, а другое не по плоти. По плоти человек, а не по плоти что? Сый над всеми Бог. Блаженный Феодорит пишет: «хотя сего присовокупления: по плоти — достаточно было, чтобы дать видеть Божество Владыки Христа, однако же, как в самом начале, сказав: бывшем от семени Давидова по плоти, — Апостол присовокупил: наречением Сыне Божий в силе (ср.: 1, 3 — 4); так и здесь, сказав: от нихже Христос по плоти, — прибавил: сый над всеми Бог благословен во веки, — и различие естеств показуя, и научая, что иудеи имеют основательную причину плакать, потому что от них по плоти Сый над всеми Бог, а они утратили сие благородство и соделались чуждыми оного родства».
Сый над всеми — и по естеству, яко Бог, и потому, что есть Творец (см.: Ин. 1, 3), Коим создана всяческая (ср.: Кол. 1, 16). Вседержитель, носяй всяческая глаголом силы Своея (ср.: Евр. 1, 3) и Промыслитель, Который, властвуя на небеси и на земли (Мф. 28, 18), все ведет к тому последнему концу, да будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Экумений пишет: «здесь блистательнейше Апостол называет Христа Богом. Устыдись, треокаянный Арий, слыша, как Павел славословит Христа истинным Богом. Пусть, говорит, иудеи износят хулы на Него, но я, зная неизреченное в Нем домостроительство и ведая промышление Его, провозглашаю, что Христос достойно славословим есть, яко Бог над всеми сый и благословенный во веки».
В заключение изображения таких преимуществ иудеев, в коем у Апостола так явно выказывалось сожаление о потере их ими, блаженный Феодорит пишет: «Апостол уподобляется плачущим женщинам, которые в своих причитаниях над умершими и оплакиваемыми изображают и красоту тела, и цветущий возраст, и знаменитость предков, и богатство, и могущество».
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь
См. Толкование на Рим. 9:4
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь
Иудеи, которые держались только части этого исповедания, отвергаются Господом. Ибо когда их спросили, за чьего сына принимают Христа, они ответили: за сына Давида. Это верно по плоти. А о Божестве Его они ничего не ответили. Потому говорит им Господь: Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом? - дабы они поняли, что они исповедуют лишь Христа - сына Давида, но замалчивают, что Христос — Господь самого Давида. Первое — согласно воплощению, второе — согласно вечности Божества.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь
Посему Христос есть Сущий над всем Бог. Над чем всем? Без сомнения, над тем, о чем мы сказали немного раньше: «превыше начал, и властей, и сил, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (см. Еф. 1:21). А кто превыше всего, не имеет никого над собою. Ибо Он не после Отца, но от Отца. А это та же Премудрость дает понять также и о Духе Святом, когда говорит: Дух Господа наполняет вселенную, и, как все обьемлющий, знает всякое слово (Прем. 1:7). Итак, если Сын именуется сущим над всем Богом и о Духе сказано, что Он «содержит все», а Бог Отец есть Тот, «из Которого все», то явственно показано, что природа и сущность Троицы одна и превыше всего.
Комментарии на Послание к Римлянам.
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь
Павел перечисляет столь многие признаки знатности и достоинства иудейского народа, а также полученные им обетования для того, чтобы всем передать свою печаль, потому что, не приняв Спасителя, иудеи потеряли привилегию своих отцов и заслугу обетования, стали хуже язычников, которых прежде ненавидели за то, что они были без Бога, поскольку потерять достоинство - большее зло, чем никогда его не иметь… Поскольку же здесь нет упоминания имени Отца, а речь идет о Христе, то и нельзя оспорить, что Он назван Богом. Ибо когда Писание говорит о Боге Отце и добавляет Сына, то часто не называет Отца Богом, а Сына Господом. А если кто не считает, что фраза «сущий над всем Бог» здесь сказана о Христе, то пусть он назовет того, о ком это говорится. Однако об Отце Боге в этом месте не упоминается.
Комментарий на Послание к Римлянам.
их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь
См. Толкование на Рим. 9:4