Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует
См. Толкование на Рим. 11:22
Затвори бо Бог всех в противление, да всех помилует
«То есть всех обличил, объявил непослушными (всех заключил в один разряд непослушных), — не для того, чтобы все оставались непослушными, но для того, чтоб спасти одних упорством других, иудеев чрез язычников, а язычников чрез иудеев. Смотри же: вы (язычники) были непослушны, и они (иудеи) спаслися. Потом они стали непослушными, и вы спасены; впрочем, спасены не для того, чтобы снова удалиться, подобно иудеям, но для того, чтобы, пребывая в вере, и их привлечь, побудив к соревнованию» (святой Златоуст).
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
См. Толкование на Рим. 11:30
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
Все это следует понимать не в том смысле, что Бог сам совершает действие (заключения), но в том смысле, что Бог позволяет этому произойти, чтобы то, что прекрасно, совершалось по свободной воле и без принуждения.
Изложение веры.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
Подобно тому как сам хозяин гонится за сбежавшей и заблудшей скотиной, а если, заключив ее вместе с гнавшими [ее], обнаружит, что она ранена, то ухаживает за ней, — так и Слово Божие, вочеловечившись, заключило всех (это говорится вместо восприняло) и, обнаружив, что все непослушны и грешны, помиловало и спасло.
Вопросы и затруднения.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
Слова апостола «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» не потому сказаны, что Бог никого не осудит. Смысл их проясняется выше. Апостол говорил об иудеях, которые однажды поверят, и обращался к уже верующим язычникам в послании: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы (Рим. 11:30-31).
О граде Божием.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
В том высшая праведность человека, чтобы всякую свою добродетель считать не своим достоянием, но Бога, который щедр.
Беседы против пелагиан.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
Павел сказал «заключил» вместо «осудил». Осудил Бог и язычников, которые хотя и получили естественное различение (добра и зла), и имели творение в качестве учителя богопознания, но не воспользовались ни тем, ни этим. Осудил Он и иудеев, которым досталось большее назидание - ибо вдобавок к естеству и творению они получили и закон, и пророков, наставляющих в должном, - и которые стали повинны более суровым карам. Однако и тех и других, заслуживавших полного истребления, Он удостоил спасения, если бы только они захотели уверовать.
Толкования на послания святого Павла.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
С древнейших времен все народы жили в безбожии и невежестве, поскольку не знали Бога (см. например, Быт. 6:5). По этой причине было даровано откровение закона, чтобы через него обуздать наихудших из людей. Но из-за деятельности врага грехи начали умножаться, так что люди стали еще греховнее через заповеди закона. Затем Бог, Который по своей милости всегда заботится о человеческих созданиях, видя, что и без закона грех существовал и с помощью закона не мог быть истреблен, провозгласил, что только вера необходима для прощения всех грехов. И хотя у людей не было никаких оснований для надежды в законе, они были спасены милосердием Божиим. Слова «заключил всех в непослушание» означают, что благая весть приходит как дар Божий в то время, когда все пребывают в неверии, для того, чтобы благодать предстала самой свободнейшей из милостей. Поэтому никому не следует хвалиться, ибо гордый своим невежеством достоин жалости.
Толкование на Послание к Римлянам.
Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать
Ибо всех заключил Бог в непослушание… Бог сделал со всем человечеством, пребывавшим в грехах, то, что люди стали чувствовать себя как бы заключенными в темницу, в оковы, стали крайне тяготиться своим греховным состоянием. След., Апостол говорит не о том, что Бог привел людей ко греху непослушания, а о том, что Он возбудил в грешниках чувство бессилия в деле спасения и сознание своей ответственности пред Богом. А сделал Он это через то, что предоставил язычникам погрязать во грехах и страстях, а евреям - пребывать в ослеплении и суетном служении букве закона [Разные мнения о судьбе еврейского народа см. в брошюре Н. Розанова «Будущность еврейского народа при свете откровений». М. 1901 г.].
См. также Толкование на Рим. 11:25