если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти
См. Толкование на 1 Цар. 2:22
если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти
Не прощается грех тому, кто говорит хулу на Святого Духа. Сравни это суждение с написанным в Книге Царств: если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Итак, один и тот же грех - хула на Святого Духа и на Бога, и он ничем не искупим. Теперь же [людям мыслящим начинает проясняться, какова [природа] Святого Духа.
О силе Святого Духа.
если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти
Илий священник говорит: Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Подобно пишет и Иоанн: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин 5:16). Ты видишь, что всё это относится к грехам существующим, не тем, которые когда-то совершены и привели к покаянию прежде, чем кто-то [о совершившем такой грех] начал молиться. Нет нужды далеко ходить за примерами. Думай о всех грехах, за которые Господь грозит [наказанием], и тогда ты увидишь, что все они существуют теперь.
Послание.
если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти
Подзаконным пресвитерам было запрещено за некоторые грехи приносить жертву, из-за которой преступления тех, за которых она приносится, могли бы быть им прощены. И хотя пресвитер имел полномочие приносить жертвы за многие неумышленные грехи и преступления, все же он не приносил ни жертвы, ни всесожжения, ни очищения за прелюбодеяние или за предумышленное убийство и за другие тяжкие преступления. Точно так же и апостолы, наученные Святым Духом, и те, которые в качестве пресвитеров по образу великого Первосвященника походят на апостолов и разумеют божественную службу, знают, за какие грехи должно приносить жертву и когда и каким образом; они знают и то, за кого этого не должно делать. Поэтому, когда священник Илий узнал, что его сыновья Офни и Финеес ведут греховную жизнь и что он ничего не в состоянии сделать для прощения им их грехов, он произносит то, в чем можно видеть даже его отчаяние. Он говорит: Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем; если же согрешит против Господа, то кто помолится о нем?
О молитве.
если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти
Грехи, совершенные главным образом против людей, могут быть покрыты милосердием Божиим, так как не свидетельствуют еще о состоянии безнадежного ожесточения человека против воли Божией и допускают возможность для него нравственного совершенствования. Грехи же, обнаруживающие в человеке состояние безнадежного ожесточения против воли Божией, требуют сурового возмездия, поучительного и для других (ср. Мф ХII:31).
Ибо - в смысле посему. Решил - в смысле попустил. Предать их смерти: см. IV:10-11.
Толковая Библия.