И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа
Царь Давид впал в искушение тщеславия: хотел показать силу своего царства, и повелел исчислить всех способных носить оружие, тогда как такое исчисление совсем не было в употреблении у Евреев. И праведник не безопасен от падения, если вознерадит.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.
И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа
Ты говоришь, что это было нечестие немногих [людей], а что не было сделано всеми, не могло навлечь несчастье на всех. Да, я говорил выше, и не раз, что преступление одного человека стало разорением для многих среди народа Божьего, так же как пострадал народ от воровства Ахана, так же как смерть пришла через исчисление народа святым Давидом. Церковь Божья подобна оку. Ведь когда в глаз попадёт соринка, пусть и самая малая, она слепит глаз полностью; подобным образом и немногие [члены] тела Церкви, совершая постыдные дела, заслоняют блеск сияния Церкви.
О правлении Бога.
И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа
Дан - северный пункт Xанаана, Вирсавия - южный. Исчислите народ, чтобы мне знать число народа. Что послужило причиной народной переписи - неизвестно. Но из того, как Господь отнесся к этому предприятию Давида (10-15 ст.), можно заключать, что Давидом руководило в данном случае не одно только желание узнать действительное положение вверенного ему еврейского народа и стремление оказать этому народу требуемую помощь, но и побуждения иного характера, не имеющие ничего общего ни с благом еврейского народа, ни с нравственным усовершенствованием самого Давида. Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства.