Ст. 16-17 Сего ради сия глаголет Господь Бог Вседержитель: на всех стогнах плачь, и на всех путех речется: увы люте, увы люте! призовется земледелец на плачь и на рыдание, и на ведящих плачь. И на всех путех плачь, понеже пройду среде тебе, рече Господь
Испробовав, говорит, бедствий войны и испытав не малую скорбь от того, что случилось, вы обещались ненавидеть зло и любить добро, но вскоре, и едва освободившись от тех ужасов, вы уклонились к легкомыслию и оказались в одинаковой степени подверженными прежним порокам. Поэтому-то теперь и города, и селения исполнены плача и стенания; везде – слезы: и будет спрос на умеющих оплакивать, а так как для этого у вас не хватит горожан, приглашен будет и земледелец, чтобы у вас раздавалась хотя бы деревенская песнь и чтобы несчастия павших оплакивали хотя бы сельскими причитаньями. Пройду, говорит, среде тебе, как бы уже призирая на грехи и не далеко отстоя от людей, допускающих нестерпимое нечестие. Действительно, пока Бог не наказывает таким образом, Он как будто бы не стоит подле, а когда насылает кары, то, можно сказать, присутствует здесь же и налагает наказание за наказанием. Так, например, пришли ангелы в Содом, чтобы сжечь нечестивцев, как бы отсутствуя там до наказания. Итак, пройду среде тебе означает посещение и наступление времени наказания.
Толкование на пророка Амоса.
Ст. 16-17 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы!, и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь
Я заповедал вам искать добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и чтобы Господь был с вами. И Я еще прибавил (чтобы вы не сказали, что вас один только раз предупредили): возненавидьте зло, и возлюбите добро, и восстановите правосудие в воротах, вы, возненавидевшие обличающего в воротах, чтобы Господь помиловал остаток Иосифов. Но так как вы не хотели этого делать, попирали Мои заповеди и обратились спиною ко Мне, удаляющемуся; то так говорит Господь Бог всемогущий, который есть Господь воинств: повсюду плач, повсюду скорбь. Призовут земледельцев для плача и призовут тех, которые умеют по обычаю страны вызывать слезы чрез свое пение, чтобы не на всех улицах, как выше сказано, но в виноградниках были плач и сетование, и чтобы то, что служило поводом к радости, было источником слез. И все это будет, говорит, потому, что Я пройду среди тебя. Всякий раз, как в Священных Писаниях от лица Бога произносится слово пройду, которое на еврейском языке называется «ееbor», оно должно быть понимаемо в смысле наказания, – в том смысле, что Он не остается у них, но проходит и оставляет их. Поэтому и в других местах, по переводу Акилы, когда Бог гневается, то Он называет Свой гнев и ярость ἀνυπεθεσία. Все это можно относить к еретикам: так как они не хотели поступать должным образом в том или другом отношении, то на всех улицах их будет плач. Ибо широк и пространен путь, ведущий к смерти (Мф. гл. 7), и так как все еретики и язычники имеют в том, что [ими построено] на песке и измышлено, улицы, то соответственно этому прибавлено: и на всех [местах], которые вне, будут говорить: горе, горе! Ибо те, которые пребывают в церкви, не услышат: горе, что служит крайним из наказаний; но если согрешат, то будут оплакиваемы. Будут же говорить вне или на всех дорогах горе, горе! потому, что они не имеют единственного пути, ведущего к жизни, и именно пути царского, но [имеют] пути непрямые, извращенные и уклоняющиеся вправо и влево, потому что они не внимают Господу, говорящему: не буди правдив велми (Еккл. 7:17), и: пути развращени суть, иже ошуюю (Притч. 4:28). И они подвергаются двойному горю: по отношению к плоти и духу, настоящему веку и будущему, между тем как члены церкви, наоборот, слышат: радуйтеся, и паки реку, радуйтеся (Флп. 4:4). Также земледелец призывается в сетованию (ибо еретики имеют своих земледельцев, у которых на полях вырастают терния и волчцы), равно как призываются в плачу те, которые умеют плакать – или о своих, или о чужих грехах, хотя и это можно толковать в хорошую сторону, – в том смысле, чтобы член церкви, могущий призывать к покаянию, подражал своему Господу, говорящему: рыдахом вам, и не плакасте (Лк. 7:32), и плакал о еретиках, подобно тому, как Самуил некогда плакал о Сауле, царе Израильском (1 Цар. гл. 15). И апостол говорит, что он оплакивал тех, которые не покаялись (2 Кор. 12:21). Также во всех виноградниках будет плач, потому что виноградники их – виноградники содомлян, и вместо вина радости, веселящего сердце человека (Пс. 103:15), они принесли вино драконов и неисцельную ярость аспидов (Втор. 32:32). Они подвергнутся всему этому потому, что Господь пройдет среди их, но не для того, чтобы вселиться в них и сказать: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6:16), и: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20).
Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.
Ст. 16-17 Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: увы, увы!, и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях - плакать, и во всех виноградниках будет плач, ибо Я пройду среди тебя, говорит Господь
Не надеясь возбудить народ к добру одними увещаниями, пророк присоединяет и угрозу. Пророк возвещает наступление такого времени, когда будет всеобщий плач. Объясняя причину этого плача, пророк от имени Господа говорит: «Ибо Я пройду среди тебя» (ст. 17). Образ взят из Исх XII:12-30; пророк желает напомнить им о десятой казни Египетской. Следовательно, по мысли пророка всеобщий плач будет вызван большим количеством умерших - и от болезней, и от войн.