И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
«И рече Бог: что сотворил еси сие?». Многозначительны и эти слова. Для чего, говорит, сделал ты это? Для чего учинил эту безбожную дерзость, мерзкий поступок, непростительное дело, невыносимое безумие, новое и небывалое убийство, в первый раз твоею рукою введенное в общество человеческое? Для чего совершил это великое и ужасное дело, тяжелее которого нет между грехами? «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли». Разве Я – человек, и слышу только голос, который издается устами? Я – Бог, и могу слышать и вопиющего посредством крови и лежащего на земле. Вот как далеко несется голос этой крови, что от земли восходит на небо и, минуя небо небес и высшие силы, достигает самого престола Царя и жалуется на твое убийство, обличает нечестивое дело. «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли». Разве чуждому и стороннему нанес ты такую обиду? Нет, собственному своему брату, который ничем не оскорбил тебя. Но, может быть, Мое благоволение навлекло на него это убийство, и ты, не имея сил противоборствовать Мне, на него излил свою неукротимую ярость? Поэтому Я наложу на тебя такое наказание, чтобы и твое преступление и наложенное на тебя за него наказание не могли быть преданы забвению, но чтобы случившееся с тобою было уроком для всех последующих.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
См. Толкование на Быт. 4:1
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
См. Толкование на Быт. 4:9
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
Глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Поелику Каин не расположен был принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его и для того показывает ему, что не имеет нужды в его признании, ниже в других свидетелях преступления, кроме самого действия преступления. Кровь Авеля вопиет, то есть требует отмщения (Откр. 6:9-10), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее восходит даже до Бога; ибо Авель и по смерти говорит верою (Евр. 11:4), поставляющею его в благодатном присутствии Божием. При сем паче всего долженствовала поразить Каина — и долженствует утешить последователей Авеля — сия мысль, что кровь убиенного Авеля приемлется Богом с таким же вниманием, как и его жертва.
…Когда Апостол, описывая преимущества Нового Завета, говорит верующим, что они приступили к Ходатаю Завета Нового Иисусу, и к крови кропления лучше глаголющей, нежели Авелева (Евр. 12:24), и сему глаголанию крови Авелевой дает высокое значение, производя оное от веры (Евр. 11:4), то сие показывает, что в Авеле он находит предвестие и преобразование Иисуса. Сей характер преобразования открывается во всех частях истории Авелевой.
…Кровь Авеля говорит о нем чрез веру к милосердию Божию и невинностью своею вопиет против убийцы к правосудию Божию — кровь Иисуса вопиет к Отцу небесному о помиловании всего рода человеческого.
Толкование на Книгу Бытия.
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
См. Толкование на Быт. 4:9
И рече Господь: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли
«Что сотворил еси сие? » В этом вопросе слышится укор злодею и сожаление о нем. «Ты пренебрег Мои внушения, какими Я предостерегал тебя от преступления; образумься по крайней мере теперь, по совершении преступления; пойми, что ты сделал, – ведь ты сделал ужасное преступление, от наказания за которое напрасно думаешь избавиться отречением от него». «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли». Авель по незлобию своему мог совсем не жаловаться Богу на Каина и в то время, когда поражаем был от него смертельными ударами, и по смерти. Но кровь Авеля вопияла к Богу громче всякого живого доносчика; злодейство без жалоб известно было Всеведущему и требовало отмщения злодею от Правосудного. Самовольным, насильственным отъятием жизни у человека оскорблена была власть над жизнию и смертию, принадлежащая единому Творцу. Воздаянием за преступление надлежало восстановить права этой власти. Отъятием у человека такого драгоценного дара Творца, как жизнь, оскорблена была также благость и любовь Божия к человеку. Господь промыслительно хранит жизнь всякого человека, особенно жизнь благочестивых, и без особенной нужды не ускоряет их смерти. Злодей, проливающий драгоценную для Бога кровь, явно идет наперекор любви Божией, и потому может ли остаться безнаказанным? Бог – отец всех человеков: какому же отцу не горько видеть преждевременную и насильственную смерть сына? Особенно «честна (многоценна) пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115:6), к числу которых принадлежал Авель. За убитого обыкновенно вступаются ближайшие сродники его. Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естественным мстителем за кровь его. Кровь Авеля вопияла «от земли», – это значит, что земля, упитанная потоками сей крови, готова быть свидетельницею и орудием наказания злодея.
Толкование на паремии из книги Бытия.
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
См. Толкование на Быт. 4:9
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
См. Толкование на Быт. 4:9
И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли
«И сказал (Господь): что ты сделал?» Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие.
«голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». Это довольно употребительное в Библии обозначение тяжких преступлений, остающихся по неведению или небрежению безнаказанными у людей, но находящих должное возмездие у Бога (Быт. 18:20-21; Быт. 19:13; Исх. 3:9; Иов. 24:12; Иак. 5:4; Евр. 5:7).
«Кровь Авеля вопиет, т. е. требует отмщения (Откр. 6:9-10), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою (Евр. 11:4) поставляющей его в благодатном присутствии Бога» (Филарет).
В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием.