Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле
Куш родил также Нимрода. Слава сего человека стала причиною того, что Моисей говорит о нем отдельно от его братьев. Имя Нимрода значит бунтовщика или горделивца.
Сей начал быть силен на земле. Сим означается власть и богатство (Пс. 111:2-3), а иногда и преобладание (Пс. 51:3).
Толкование на Книгу Бытия.
Ст. 8-10 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар
И немного далее говорится: «Начало его царства составляли Бабель, Арак, Акад и Каланне в земле Сеннаар». Нимрод, сын Хуса, первый воспользовался неизвестной доселе тиранией над народом и царствовал в Вавилоне, который был назван Бабель оттого, что там смешались языки строителей башни. Ведь «бабель» (בָּבֶ֔ל) означает «смешение». А также он царствовал в Араке, то есть в Эдессе, в Акаде, который теперь называется Низибией, и в Каланне, который впоследствии изменил своё имя и был назван в честь царя Селевка Селевкией, а теперь он называется Κτησιϕῶν.
Еврейские вопросы на Книгу Бытия.
Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле
См. Толкование на Быт. 10:6
Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле
Нимрод и первая монархия.
«Хуш родил также Нимрода…» Это не означает непременно того, что Нимрод был непосредственным сыном Хуша, а вообще служит доказательством только того, что он происходит по прямой нисходящей линии от него, принадлежал к коренным кушитам и, следовательно, жил в Аравийской Ефиопии, по соседству с библейской долиной Сеннаар. Самое имя «Нимрод» здесь уже не коллективное, а индивидуальное, личное; рассматриваемое филологически, оно означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола marad - огорчать, досаждать, восставать, возмущаться); поэтому, некоторые экзегеты полагают, что оно было усвоено ему лишь позднее, на основании его насильнической деятельности.
«сей начал быть силен на земле…» Начальные слова этой фразы имеют себе уже известные нам аналогии в истории Еноса и Ноя; дальнейший библейский термин «силен на земле», по евр. гиббор, точно так же знаком нам из характеристики предпотопного человечества (нефилим и гибборим). Если там, как мы видели (Быт. 6:4), это имя заключало в себе мысль о выдающемся своей физической силой и нравственно распущенном великане, то, очевидно, употребляя тот же самый термин и здесь, бытописатель тем самым хочет показать, что в лице Нимрода снова, впервые после потопа (сей начал), воскрес тип гордого великана, прославившегося своими богатырскими подвигами по всей своей стране.