И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым
О, дерзновение праведника! Или – лучше – о, сострадательность души! Он, в избытке сострадательности, даже как бы сам не разумеет, что говорит. И божественное Писание, показывая, что он употребляет ходатайство свое с великим страхом и трепетом, говорит: «приближився Авраам рече: погубиши ли праведного с нечестивым»? Что ты делаешь, блаженный праотец? Разве Господь имеет нужду в твоем ходатайстве, чтобы не сделать этого? Но не будем так думать. И на самом деле Авраам не говорит так, как будто бы Господь действительно хотел это сделать; но не дерзая прямо говорить о своем племяннике, он приносит общую мольбу за всех, желая с прочими и его спасти, а с ним и других избавить (от погибели).
Беседы на книгу Бытия. Беседа 42.
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым
И приблизился Авраам. Или из благоговения стоял он до сего времени в некотором отдалении от Господа; или несколько времени колебался, открыть ли свои чувствования, между тем как Господь казался отходящим.
Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Сей и последующие вопросы Авраама не должно принимать за простое действие любопытства, испытующего судьбы Божии, поелику в таком случае ни один из них не был бы достоин ответа Божия. Все они имеют знаменование молитвенное о помиловании грешных ради праведных. В особенности Авраам имеет здесь в мыслях Лота, который после и спасен по его молитве (Быт. 19:29). Не произносит же имени его или потому, что сознает дерзость своего ходатайства, или потому, что полагается на всеведение Господа.
Толкование на Книгу Бытия.
XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18:20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.
И приближився Авраам, рече: погубити ли праведнаго с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый
То, что Авраам «приблизился», ближе стал к Господу для беседы с Ним, свидетельствует о его сыновнем дерзновении пред Богом и об уверенности, что Он благосклонно выслушает его речь. - «Погубити ли праведнаго с нечестивым»: с этих слов начинается ходатайство Авраама за нечестивых жителей Содома. Он просит им пощады ради праведников, живущих с ними, иначе последние погибнут с первыми. Говоря о праведниках, Авраам ближайшим образом имеет в виду Лота с его семейством, но предполагает, что кроме Лота найдутся в Содоме подобные ему. Что Господь готов миловать многих нечестивых ради немногих, даже одного, находящихся между ними праведников, это видно из многих свидетельств слова Божия (Ис. 65:8; Иер. 5:1; Деян. 27:24).
Толкование на паремии из книги Бытия.
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым
Авраам ходатайствует о сохранении этих городов.
Весь этот заключительный раздел данной главы представляет любопытную и поучительную беседу Бога с Авраамом, свидетельствующую как о высоком дерзновении праведника, так и крайнем снисхождении Бога.
«неужели Ты погубишь праведного с нечестивым…?» В самом вопросе Авраама слышится уже и ответ на него, ответ отрицательный - именно тот, что высшая божественная любовь и правда не допустят гибели своих избранников.