XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедельник шестой седмицы Великого поста (Быт. 27:1–41). В сей паремии повествуется о благословении Исааком Иакова.
Ст. 21-25 Рече же Исаак Иакову: приближися ко мне, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сын мой Исав, или ни. Приближися же Иаков ко Исааку отцу своему, и осяза его [Исаак] и рече: глас убо глас Иаковль, руце же руце Исавове. И не позна его: бесте бо руце его: яко руце Исава брата его космате: и благослови его и рече: ты ли еси сын мой Исав? Он же рече: аз. И рече: принеси ми, и ям от лова твоего, чадо, да благословит тя душа моя. И принесе ему, и яде, и принесе ему вино, и пи
Голос Иакова, назвавшего себя Исавом, возбудил в отце подозрение, но оно ослабело и наконец совсем рассеялось, когда Исаак ощупал руки Иакова, и когда на вторичный вопрос: «ты ли сын мой Исав?» – услышал утвердительный ответ. Некоторые, в оправдание Иакова, объясняют поступок его иносказательно, говоря, что Иаков, покрытый козьей кожей, прообразовал Иисуса Христа, Который принял на Себя козлюю кожу, т. е. наши грехи, чтобы их истребить (Августин, Contra mendacium, с. 10). Но если и было здесь предызображение, оно заключалось в том, что грехи, принятые Спасителем, были также чужды Ему, как надетая на Иакова кожа была не его, а козла. Что же касается до того, что в козлюю кожу дал себя одеть Иаков для того, чтобы ввести в обман слепого Исаака, в этом нет никакого прообразовательного смысла в отношении к делу Христову; это было делом свободной воли человека, которое имело одно нравственное, а отнюдь не прообразовательное значение, и, как всякое несогласное с нравственным законом дело, не может быть оправдано пред судом нравственного закона. – «И благослови его», – т. е. изрек Иакову благожелания в пророческом духе, не столько по внушению родительской любви, сколько по внушению от Духа Святого. Сам Исаак сознавал, что в этом случае он был орудием воли Божией, как видно из того, что, когда узнал, что благословил не того, кого хотел благословить, – не взял назад своего благословения, боясь греха идти против воли Божией (Быт. 27:33). Если бы Исаак помедлил преподанием благословения и постарался точнее разузнать, действительно ли Исав тот, кто просит у него благословения, он легко мог бы обнаружить обман. Но Дух Святый, – говорит блаженный Феодорит, – так овладел им, что он не мог долее откладывать пророческое благословение. Бог попустил быть обманутым Исааку, может быть, в наказание за его пристрастие к Исаву, неизвинительное, если он знал волю Божию о нем. Надлежало притом исполниться предопределению Божию, основанному на Его предведении; «Ибо, – говорит апостол об Иакове и Исаве, – когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, сказано было ей [Ревекке]: больший будет в порабощени у меньшего, как и написано (Мал. 1:2): Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:11-13).
Толкование на паремии из книги Бытия.
И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет
См. Толкование на Быт. 27:20