И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные
Пораженный Великим человеколюбием Божиим, праведник убоялся и сказал: «несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная»: это место я теперь буду почитать домом Божиим. Удостоившись такого явления и видев самые, так сказать, врата небесные, я по справедливости должен принести здесь должное благодарение Господу.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 54.
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные
См. Толкование на Быт. 28:10
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные
И убоялся. Новый знак смирения, которое и приемлет дары от Бога и даже радуется Ему с трепетом.
Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. Наименования сии как произошли, так и объясняются из сравнения владычества Божия с царством или градом. По обычаю древних, два места в городе могли называться собственно царственными: дом, где царь обитает, и градские врата, где он своему народу является с сильными своими для производства дел правления. Применяясь к сему образу, Иаков называет место откровения домом Божиим, по истинному и близкому присутствию явившегося Господа, и вратами небес, по явленному соединению вышних и нижних сил и царственному действию Провидения.
Толкование на Книгу Бытия.
XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт. 28:10–17). В сей паремии повествуется о видении Иаковом Лествицы.
И убояся и рече: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная
«И убояся». Ощутил страх вследствие убеждения, что видение во сне было не мечтательное, а послано от Бога. «И рече: страшно место сие», – т. е. вот и еще место, которое Господь освятил Своим явлением, на котором явил особенную близость ко мне, и которое потому, как и все другие места, ознаменованные явлениями Господа Аврааму и Исааку, достойно особенного благоговения. «Несть сие [это не иное что], но дом Божий»: с сих пор это не простое место, но дом Божий, как бы дворец, где Господь, Царь неба и земли, благоволил временно утвердить Свой престол. «Сия врата небесная»: здесь Сам Господь явился среди сонма слуг Своих, небесных Сил, и изрек мне милостивое слово Свое, как земные владыки являются среди народного собрания, бывающего обыкновенно у городских ворот, и объявляют здесь свои повеления и приговоры. Почему паремию о видении Иаковом Лествицы положено читать в Богородичные праздники? Потому что содержание паремии имеет некоторое отношение к Богородице. Так, Лествица, виденная Иаковом, образовала, как мы заметили, тайну воплощения Сына Божия, чрез которое небо, вход куда закрыт был грехом человека, соединилось с землей. Но Пресвятая Дева послужила сей непостижимой тайне тем, что от пречистых Ее кровей воплотился Сын Божий, и потому Лествица предызображала не только воплощенного Сына Божия, чрез Коего мы имеем доступ к Отцу (Еф. 2:18), но и земную Матерь Его, имеющую матернее дерзновение к Нему и Своим ходатайством пред Ним облегчающую нам сей доступ. Вот почему в церковных песнопениях Богородица именуется «лествицею возвысившею всех от земли благодатию, – мостом, предводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (акаф. кан. п. 4. икос 2), или прямо называется лествицею Иаковлевою: «Радуйся Лествице высокая, юже Иаков виде». – «Лествицу древле Иаков тя образующую виде и рече: степень Божия сия» (акаф. Богор. стихира 1 и марта 25 кан. Богород., п. 9).
Толкование на паремии из книги Бытия
И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные
Мысль эта, однако, без нужды утрируется, когда утверждают (Гункель), что святость места здесь понимается исключительно объективно, т. е. приурочивается исключительно к самому месту. Известно, что и Бог иногда указывал на особую святость того или другого места (Исх. 3:5; Нав. 5:15), но во всех случаях святость сознавалась людьми, удостоившимися принять откровение свыше, именно отражалась в сердцах людей чувством смертельного страха и глубокого благоговения (напр., у Агари, Быт. 16:13; Моисея, Исх. 3:6 и др.). «Дом Божий» (beth Elohim = beth El, ст. 19) и «врата небесные» (schaar hasehamaim) — термины, впоследствии сделавшиеся обычными названиями для храма — заимствуются патриархом из содержания видения и усвояются им месту видения как бы по пророческому предвидению будущего святилища Божья (со времени разделения Еврейского царства в Вефиле был один из двух храмов десятиколенного царства, 3 Цap. 12:29).