Это старая версия документа.
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари
Итак, Иаков, который очистил свое сердце от всякой вражды и имел в себе чувство миролюбия, после того как оставил все свое, остался один и боролся с Богом. Ведь всякий, кто пренебрегает мирским, приступает к образу и подобию Божию. Что же значит бороться с Богом, как не начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие? И поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, коснувшись состава бедра его, - в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что солнце взошло для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и Солнце правды для того, кто знает Бога, ибо Он - Свет вечный.
Об Иакове и блаженной жизни.
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари
Велико человеколюбие Господне! Поскольку Иаков намеревался идти навстречу брату, то для того, чтобы он самим делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, Господь в образе человека вступает в борьбу с праведником. Затем, видя себя побеждаемым, повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения.
Гомилии на Книгу Бытия.
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари
И вот Иаков пришел к Иордану, где, переправив все свое имущество, он остался один, и боролся Некто с ним до появления зари. В этой борьбе Иаков был прообразом народа евреев; ангел же, с которым он боролся, был образом нашего Господа и Спасителя. Иаков боролся с ангелом, потому что народ евреев будет бороться с Христом до самой смерти Его. Но не все евреи, как мы уже говорили, не поверили в Христа; значительная часть их, как мы можем прочитать, уверовала в Его имя, и потому ангел коснулся состава бедра его, и он начал хромать. Та нога, на которую он стал хромать, представляет евреев, которые не поверили в Христа; нога же, оставшаяся неповрежденной, обозначает принявших Христа Господа. Наконец, обратите внимание на то, что Иаков в этом состязании и победу одерживал, и требовал благословения. Когда ангел сказал ему: отпусти Меня, Иаков ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тем, что Иаков одерживал верх, показываются евреи, которые будут преследовать Христа; тем же, что он испрашивает благословения, преобразуются те, кто уверует в Христа Господа. Что же ангел ответил ему? - Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Это исполнилось тогда, когда народ евреев распял Христа Господа. Отпусти Меня, ибо взошла заря, - говорил ангел. Это - прообраз воскресения Господа, ибо Господь, как вы очень хорошо знаете, воскрес до зари.
Проповеди.
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари
См. Толкование на Быт. 32:22
Ст. 24-26, 28 В ту же ночь явился Иакову Ангел и боряшеся с ним. Иаков преодолел Ангела, но и сам был преодолен Ангелом, чтобы дознать чрез сие, сколь он бессилен и насколько силен. Бессилен потому, что, когда Ангел прикоснуся… стегну (бедру) его, вышло оно с места своего. И силен, потому что Ангел рече ему: пусти мя. Показывая же Иакову, сколько времени они боролись, Ангел присовокупил: взыде бо заря. И Иаков просил у него благословения, потому что боролись они друг с другом по любви. И Ангел благословил Иакова, показывая этим, что не гневается он на того, кто противостал ему, будучи человеком перстным. Так Бог исполнил все, о чем дал обетование Иакову. Ибо обогатил его, извел его и шел с ним, как обещал ему; избавил его от Лавана и спас от брата Исава. Впрочем, Иаков, давший обет Богу при исшествии своем отдавать десятину, собрал ее, но в страхе послал к Исаву. Потому и изменилось стегно его, как сам он изменил слову своему. И тот, кто укрепился с Ангелом, который есть огонь, стоит теперь пред Исавом хромой, хотя и не чувствует боли.
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари
Человек, говорится в Писании, боролся с Иаковом. Если это простой человек, то кто это? И откуда он? Почему он боролся и сражался с Иаковом? Что произошло между ними? Что случилось? В чем причина этой столь значительной борьбы и такого состязания? Кроме того, почему Иаков, оказавшийся сильнее в удерживании этого человека, с которым он боролся, требует благословения у того, кого он крепко держал (ведь уже взошла заря, и поэтому он потребовал), - если не потому, что эта борьба послужила прообразом той будущей борьбы между Христом и сыновьями Иакова, которая, как говорится, достигла крайней точки в Евангелии? Ведь именно против этого Человека боролся народ Иакова, и именно в этой борьбе народ Иакова оказался сильнее, поскольку несправедливостью они достигли своей победы против Христа. В то время из-за злодеяния, которое этот народ совершил, он начал отклоняться, скользя и шатаясь, от пути своей веры и спасения. И хотя этот народ возобладал в своем осуждении Христа, тем не менее он нуждается как в Его милосердии, так и в Его благословении.
Человек, который боролся с Иаковом, говорит ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль. Тем не менее Израиль - это тот, который видел Бога, так что Господь искусно открыл, что боровшийся тогда с Иаковом был не только человек, но и Бог… И чтобы в том не могло быть никакого сомнения, Сам Господь дал этому истолкование, сказав: ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Вследствие этого и Иаков, постигнув теперь суть таинства и ясно осознавая власть Того, с Кем он боролся, нарек имя месту тому, где он боролся, Видение Бога. Кроме того, он добавил и свое толкование Божиих слов: я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. Он увидел Бога, с Которым боролся, будто бы с человеком; и хотя, как победитель, удерживал человека, однако, как меньший, потребовал благословения от Бога.
Таким образом, он боролся и с Богом, и с человеком. И если эта борьба тогда явилась прообразом и достигла своей крайней точки в Евангелии между Христом и народом Иакова, в которой, хотя этот народ и возобладал, но, тем не менее, оказался меньшим, поддержав злодейство, - то кто же усомнится признать, что Христос, на Котором прообраз этой борьбы осуществился, есть не только человек, но и Бог, поскольку сам прообраз борьбы представляется доказательством, что Он одновременно и Бог, и человек?
О Троице.
Ст. 24-29 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там
Иаков борется с Ангелом
Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (Ос 12:3–4), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира — Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного — Ангела Сущего, ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (48:16).
Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом Божиим, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова (Ос 12:3, beono, «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом Божиим «и превозмог, но плакал и умолял Его» (12:4). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея — в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).
По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Господним, есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, — всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (гл. 15), в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.
Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25; Евр 25–26) — сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Господень — применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).
Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью — «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» — по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», — по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), — путем постоянства подвига молитвы (ср. Евр 5:7) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Господня, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя.
По сравнению с мазоретским текстом у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29 прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», — сходная с Суд 13:18, подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.